Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 58281-7 "О внесении изменений в статьи 27 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, И.И. Гильмутдиновым, И.М. Гусевой и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить возможность самообложения граждан не только в рамках муниципального образования, но также и в пределах осуществления территориального общественного самоуправления посредством проведения собраний и конференций граждан.
В отношении проектируемого положения пункта 7 части 7 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) обращаем внимание, что для целей введения самообложения в соответствии с действующей редакцией части 2 статьи 56 Федерального закона N 131-ФЗ необходимо проведение референдума (схода граждан), процедура назначения, проведения и организации которого существенно отличается от собрания и конференции граждан. Так, порядок и особенности назначения, организации и проведения местного референдума (схода граждан) установлены статьями 22 и 25.1 Федерального закона N 131-ФЗ, а также Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым, в частности, референдум считается состоявшимся в случае, если в нем приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума, а принимаемое на референдуме решение носит обязательный характер. Вместе с тем порядок организации собрания граждан для целей территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления (часть 2 статьи 29 Федерального закона N 131-ФЗ), такое собрание считается правомочным, если в нем принимают участие одна треть жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (часть 6 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ). Порядок назначения и проведения конференции граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 131-ФЗ), конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие две трети избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Также, поскольку территориальное общественное самоуправление не подлежит обязательной регистрации в качестве юридического лица обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации не определена методика зачисления указанных средств в отличие от средств самообложения граждан в рамках муниципального образования, в проекте федерального закона такая методика также не предлагается.
В связи с изложенным концепция законопроекта требует дополнительного обсуждения.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.