Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1166517-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Законодательным Собранием Амурской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается дополнить главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 6.34 "Создание угрозы жизни и здоровью людей при содержании собак". В частности, авторы предлагают установить ответственность за выгул собак вне специально отведенных мест и (или) допущение нахождения собак в общественных местах и (или) на территориях общего пользования без намордника и поводка, а также за ряд других действий, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Признавая актуальность затронутой авторами законопроекта проблематики, в то же время следует обратить внимание на ряд замечаний.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В этой связи попытка урегулирования частного случая взаимодействия людей с отдельным видом домашних животных в отсутствие комплексной нормативно-правовой базы регламентации законодательством Российской Федерации рассматриваемой сферы отношений представляется нецелесообразной.
Также полагаем необходимым отметить, что в федеральном законодательстве, а равно в представленном проекте федерального закона отсутствует определение понятий "специально отведенные места для выгула собак", "общественные места", что, в свою очередь, приведет к неопределенности их содержания и неоднозначности правоприменительной практики.
Авторами законодательной инициативы предлагается установить ответственность для родителей (иных законных представителей) за совершение правонарушений, указанных в проектируемой статье 6.34 Кодекса, несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет.
Предлагаемая в этой части новелла авторов инициативы вызывает серьезное возражение.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействия) физического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Таким образом, исходя из смысла общих положений Кодекса, административная ответственность носит исключительно персонифицированный характер.
За совершение административного правонарушения к ответственности должно быть привлечено виновное лицо, чьи действия подпадают под состав определенного административного правонарушения. При этом никто не может нести ответственность за противоправные действия другого лица.
Кроме того, из предлагаемой авторами формулировки "несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет" не усматривается, по каким критериям в правоприменительной практике подлежит разграничивать данную возрастную категорию граждан.
Законопроектом предлагается наделить органы внутренних дел (полицию) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях за правонарушения, указанные в частях 1-3 проектируемой статьи 6.34 Кодекса, а также по их рассмотрению.
Однако полагаем, что подобное регулирование повлечёт выполнение сотрудниками полиции несвойственных функций, не согласующихся с основными направлениями деятельности полиции, определенными Федеральным законом "О полиции".
Более того, предлагаемое возложение на должностных лиц органов внутренних дел (полиции) новых функций повлечет потребность в увеличении штатной численности полиции и дополнительных материально-технических ресурсах и, как следствие, приведет к повышению расходов федерального бюджета.
Обращаем внимание, что в Государственной Думе на рассмотрении находится принятый в первом чтении проект федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными", в котором предусматривается комплексное решение вопросов, связанных с содержанием животных. В том числе в законопроекте устанавливаются общие и специальные требования при обращении с животными, защита животных от жестокого антигуманного обращения, страдания и гибели, недопущение жестокого умерщвления животных, укрепление нравственности и гуманности общества, обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.