Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 февраля 2017 г. N 5.1-01/390
на проект федерального закона N 26093-7 "О ратификации Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче",
принятому Государственной Думой 17 февраля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 12 ноября 2016 года (N 26093-7). Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (далее - Протокол) был подписан от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 24 февраля 2015 года.
Протоколом, совершённым в городе Вене 20 сентября 2012 года, вносятся изменения в Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 года (далее - Конвенция). Протоколом, в частности, излагаются в новой редакции: статья 10 Конвенции, в которой более подробно регламентируется порядок выдачи, если требуемое лицо в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны не может быть подвергнуто преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности; статья 12 Конвенции, которой определён порядок подачи запроса и сопроводительных документов; статья 14 Конвенции, касающаяся правила конкретности и исключений из него; статья 21 Конвенции, которой регулируются вопросы транзита и порядка предоставления запроса о транзите через территорию одной из Договаривающихся Сторон.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Протокола оговорки в отношений положений Протокола не предусматриваются за исключением оговорок, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 и пунктом 5 статьи 21 Конвенции в редакции Протокола, а также пунктом 3 статьи 6 Протокола. Российская Федерация ратифицирует Протокол с оговорками (статья 1 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Протокола Российская Федерация заявляет оговорку о том, что Российская Федерация сохраняет за собой право не применять положения пункта 2 статьи 10 Протокола, которым установлено, что в удовлетворении запроса о выдаче не может быть отказано на том основании, что требуемое лицо в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны не будет подвергнуто преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности. Пунктом 4 части 1 статьи 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача лица не допускается, если в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию.
Федеральным законом предусматривается, что Российская Федерация для целей статьи 12 и подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Конвенции, изложенных в редакции статей 2 и 3 Протокола, оставляет за собой право запрашивать оригиналы или заверенные копии запроса о выдаче и сопроводительных документов. Данная оговорка сделана в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Протокола, которым предусмотрено, что любое государство может при подписании Конвенции или при передаче своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении заявить, что для целей статьи 12 и подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Конвенции оно оставляет за собой право запросить оригинал или заверенные копии запроса и сопроводительных документов. Такой порядок согласуется с порядком направления запроса, установленного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 21 Конвенции в редакции статьи 5 Протокола установлено, что любое государство может при подписании Конвенции или при передаче своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении заявить, что оно оставляет за собой право разрешать транзит какого-либо лица только при соблюдении некоторых или всех условий, на которых оно разрешает выдачу. Федеральным законом предусматривается, что Российская Федерация в соответствии со статьей 21 Конвенции, изложенной в редакции статьи 5 Протокола, оставляет за собой право разрешать иностранным государствам транзитную перевозку по территории Российской Федерации выданного лица при соблюдении некоторых или всех условий, установленных законодательством Российской Федерации для выдачи.
Согласно статье 2 Федерального закона компетентным органом Российской Федерации по вопросам направления, получения и рассмотрения запросов о выдаче в рамках Конвенции в редакции Протокола является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Протокол и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также поскольку его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина. Протоколом (пункт 1 статьи 9) предусмотрено, что он подлежит ратификации.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 3 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 4 марта 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федераций И.М.-С. Умаханову, Е.В. Бушмину и Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.