Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 58281-7 "О внесении изменений в статьи 27 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, И.И. Гильмутдиновым, И.М. Гусевой и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в статьи 27 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, предусматривающие возможность введения и использования на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, механизма самообложения граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
При этом вопросы введения и использования средств самообложения граждан на такой территории предлагается решать на собрании граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 56 Федерального закона вопросы введения и использования средств самообложения граждан для решения конкретных вопросов местного значения решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Местный референдум и сход граждан представляют собой непосредственное выражение воли граждан по осуществлению местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" референдум признается не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона сход граждан является правомочным при условии участия в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Указанные критерии, обеспечивающие легитимность принятия решений местного референдума и схода граждан, к решениям собрания граждан не предъявляются, поскольку собрания граждан имеют иное предназначение.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона собрания граждан проводятся с целью обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) на части территории муниципального образования.
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона для признания правомочности собрания граждан по вопросам организации и осуществления ТОС достаточно участия в нем одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Оформление членства или участия в ТОС не предусмотрено. Необходимо также учесть, что на территории, на которой осуществляется ТОС, могут проживать граждане, которые не считают себя членами ТОС и в его деятельности участия не принимают.
В связи с этим предоставление собранию граждан, осуществляющих ТОС, права введения и использования средств самообложения граждан или установления иных обязательных взносов с населения, проживающего на территории, на которой осуществляется ТОС, приведет к подмене форм принятия населением общеобязательных решений и будет противоречить самому принципу создания ТОС как самоорганизованного объединения граждан.
Вместе с тем, как обоснованно отмечается авторами законопроекта, действующий механизм принятия решения о введении и использовании средств самообложения граждан недостаточно эффективен и требует дальнейшего совершенствования, поскольку не может применяться по отношению к части поселения, отдельным населенным пунктам, входящим в его состав, микрорайонам и улицам.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.