Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части усиления уголовной ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование мер ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В связи с чем предлагается дополнить главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления в сфере экономической деятельности) новыми специальными составами 171.3 (незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и 171.4 (незаконная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции). Помимо этого также предлагается дополнить статью 327.1 (Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование) новыми частями 5 и 6.
Также законопроектом предусмотрены корреспондирующие изменения в статьи 104.1, 170.2 и 171 УК РФ и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что выделение специальных составов преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции и установление повышенной, по сравнению с общими нормами, ответственности обусловлено высокой степенью общественной опасности и постоянным увеличением количества правонарушений в данной сфере, Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под "оборотом" понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа. В связи с чем, в диспозиции проектной статьи 171.3 УК РФ требуется более подробное указание на действия, которые будут составлять объективную сторону преступления.
Также в части первой проектной статьи 171.4 УК РФ отсутствует указание на незаконность действий. А из примечания к данной статье не ясно, за какое именно деяние лицо должно быть подвергнуто административному наказанию.
Кроме того в проектной части 6 статьи 327.1 УК РФ предусматривается санкция в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести лет. В то время как, по общему правилу в соответствии с частью 2 статьи 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, А.Д. Башкиным, депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Н.В. Говориным и другими.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.