Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 1091431-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(об обеспечении доступа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации к федеральным информационным системам)
внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования полномочием по обеспечению доступа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление управления в сфере образования, к федеральным информационным системам и базам данных в сфере образования (за исключением доступа к информации, содержащей персональные данные).
Поддерживая актуальность развития информационного обеспечения управления в системе образования, Комитет отмечает следующее.
Частями 1 и 2 статьи 97 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закона) предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования, которая включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Следовательно, в соответствии с Законом перечисленная информации о системе образования должна находиться в открытом доступе и быть доступна как должностным, так и физическим лицам.
Согласно части 4 статьи 98 Закона Правительство Российской Федерации уже наделено полномочием по определению порядка формирования и ведения федеральных информационных систем, региональных информационных систем (в том числе по определению перечня органов и организаций, являющихся операторами указанных информационных систем, перечня сведений, содержащихся в указанных информационных системах, перечня органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в указанные информационные системы, порядка обработки этих сведений в указанных информационных системах, порядка обеспечения безопасности этих сведений при обработке в указанных информационных системах, срока хранения этих сведений, порядка обеспечения взаимодействия указанных информационных систем).
Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 утверждены "Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования".
Таким образом, Комитет считает, что вопрос обеспечения доступа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к федеральным информационным системам и базам данных в сфере образования необходимо рассматривать в рамках взаимодействия федеральных и региональных информационных систем, поскольку значительная часть информации в указанных системах должна быть доступна определенному кругу должностных лиц по соответствующим запросам. Законом установлены принципы и правила функционирования информационных систем в системе образования, полномочия по определению порядка обеспечения взаимодействия информационных систем переданы Правительству Российской Федерации. Взаимодействие информационных систем подразумевает не только сбор, но и обмен информацией.
Одновременно, Комитет обращает внимание на необходимость развития на подзаконном уровне имеющихся в Законе возможностей правового регулирования и правоприменения в части механизмов информационного взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе образования, что подтверждается поступившими на представленный законопроект отзывами от:
- 38 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 36 положительных и 2 отрицательных;
- 45 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 41 положительных и 4 отрицательных.
В целом, законопроект поддержали 21 субъект Российской Федерации и не поддержал 1 субъект Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит замечания юридико-технического характера.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1091431-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.