Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 75586-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",
внесенному Государственным Советом Республики Крым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается дополнить статью 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) пунктом 10, в соответствии с которым "участник общества с ограниченной ответственностью, которое в соответствии с настоящей статьей привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, независимо от размера принадлежащей ему доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вправе требовать исключения из общества с ограниченной ответственностью другого участника - юридического лица, указанного в пункте 9 настоящей статьи, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Обращаем внимание на то, что статья 19 Федерального закона N 52-ФЗ касается юридических лиц без отдельного регулирования конкретных организационно-правовых форм юридических лиц.
Из буквального содержания проектируемой нормы не ясно, должен ли привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации участник общества с ограниченной ответственностью, который наделяется правом, независимо от размера принадлежащей ему доли в уставном капитале, требовать исключения другого участника общества. Кроме того, если общество с ограниченной ответственностью привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, то сам по себе факт несоответствия участника общества положению пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ не свидетельствует о том, что он своими действиями затрудняет или делает невозможной деятельность такого общества.
Проектируемая норма в том числе допускает следующее толкование: участник общества с ограниченной ответственностью (юридическое лицо), который не привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратился с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), либо не приобрел статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 19), может быть исключен из общества с ограниченной ответственностью по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), по требованию другого участника общества, независимо от размера принадлежащей ему доли в уставном капитале данного общества.
Из содержания пунктов 1 и 9 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ следует, если юридические лица, которые имели место нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 01.03.2015, то после этой даты они приобретают ограниченную правосубъектность, то есть лишаются права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение своих обязательств) и подлежат ликвидации.
Таким образом, соответствующие юридические лица, в том числе в отношении которых принято решение о ликвидации, признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений с ограничениями, установленными пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации действует на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, если иное не предусмотрено данным Законом.
Поскольку статья 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ не предусматривает особенности регулирования отношений по ликвидации юридических лиц, то на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь подлежат применению правила Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.
Как следует из пункта 4 статьи 652 ГК РФ, участник корпорации обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 N 151 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью", пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Тем самым юридическое лицо, указанное в пункте 9 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ, вправе осуществлять деятельность, направленную на исполнение обязательств, существующих у него в связи со статусом участника корпорации.
В соответствии со статьей 67 ГК РФ участник хозяйственного товарищества или общества также вправе требовать исключения другого участника из товарищества или общества (кроме публичных акционерных обществ) в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества.
Согласно статье 10 Федерального закона N 14-ФЗ участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.
В пункте 4 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ указано, что доля участника общества, исключенного из общества, переходит к обществу, которое обязано выплатить ему действительную стоимость доли, определяемую по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате вступления в законную силу решения суда об исключении, или с его согласия выдать в натуре имущество такой же стоимости.
В связи с этим необходимо обратить внимание на пункт 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 N 151 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью", согласно которому целью санкции в виде исключения участника из общества является устранение вызванных его действиями препятствий к осуществлению нормальной деятельности общества. Исключение участника - обладателя доли в размере 90 процентов уставного капитала (мажоритарного участника) - приведет к прекращению деятельности общества, что противоречит назначению данной нормы. В целях соблюдения справедливого баланса интересов участников исключение из общества участника, обладающего долей в размере более 50 процентов уставного капитала, возможно только в том случае, когда участники общества в соответствии с его уставом не имеют права свободного выхода из общества.
Полагаем, что проект нуждается в дополнительном обсуждении в том числе с учетом возможных для общества с ограниченной ответственностью последствий исключения мажоритарного участника (например, в случае выплаты ему соответствующей доли).
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.