Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "МАКС" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Федеральной службой исполнения наказаний (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (номер извещения 0173100007916000082) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой Комиссии, Заказчика при проведении Единой комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно признавшей заявку ОАО "ЧСК" соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 01.02.2017 на 03.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 806 479 700 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано Открытого акционерного общества "Чрезвычайная страховая компания" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 1 805 453 234,46 рубля.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в Конкурсной документации
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и порядку, которые указаны в Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что положения Конкурсной документации, предусматривающей порядок указания предлагаемой участником цены контракта установлен в соответствии с Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон о страховании жизни и здоровья), Приказом Минфина России от 29 ноября 2013 г. N 110н.
Так, в соответствии с пунктом 5.2 информационной карты Конкурсной документации, с пунктом 5 статьи 9 Закона о страховании жизни и здоровья "включенные в структуру страхового тарифа и подлежащие возмещению страхователем расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования не могут превышать 6 процентов размера страховой премии, в связи с чем максимальные расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, включающие в себя расходы на расчет страхового тарифа, ведение учета, предоставление информации страхователю, осуществление выплат страховых сумм и иные расходы, связанные с исполнением Государственного контракта, не могут превышать 108 388 782,00 рублей.
Страховая премия (страховой взнос) за осуществление в 2017 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы без учета расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, определенный как разница между начальной (максимальной) ценой Государственного контракта и максимальными расходами страховщика на осуществление обязательного государственного страхования) составляет 1 698 090 918,00 рублей.
Размер страховой премии (страхового взноса) за осуществление в 2017 году обязательного государственного страхования без учета расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, предлагаемый участником открытого конкурса, не может быть менее размера указанной страховой премии (страхового взноса), установленного в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5.1 информационной карты Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта - 1 806 479 700 рублей".
С учетом изложенного, Заказчиком в Конкурсной документации установлена форма заявки на участие в Конкурсе, предусматривающей заполнение участником Конкурса граф, в том числе следующие:
"Цена государственного контракта (страховой премии)" (далее - графа N 1);
"Расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования (не более 6 процентов) размера страховой премии" (далее - графа N 2);
"Размер средств, выделяемых страхователю из федерального бюджета на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на 2017 год, за вычетом максимальных расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащих возмещению страхователем, составляет 1 698 090 918,00 рублей";
"Страховая премия (страховой взнос) без учета расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования" (далее - графа N 3).
Согласно представленной представителями Заказчика заявке ОАО "ЧСК" указаны следующие сведения в отношении вышеприведённых граф:
Графа N 1 - 1 805 453 324 рубля 46 копеек;
Графа N 2 - 0,5 процентов размера страховой премии;
Графа N 3 - 1 796 425 968, 29 рублей.
По мнению Заявителя, таким образом ОАО "ЧСК" неправомерно указаны различные сведения в отношении цены контракта, в частности, в графе N 3 неправомерно изменена в одностороннем порядке страховая премия (страховой взнос) без учета расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, которая является неизменной величиной.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представители Заказчика, ОАО "ЧСК" пояснили, что указанные сведения в отношении цены контракта указаны надлежащим образом в соответствии с Законом о контрактной системе, Законом о страховании жизни и здоровья, Приказом Минфина России от 29 ноября 2013 г. N 110н, в частности, в графе N 3 указана страховая премия (страховой взнос) без учета расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования в размере 1 796 425 968, 29 рублей, полученная путем разницы между предлагаемой ценой контракта (1 805 453 324 рубля 46 копеек) и расходами страховщика на осуществление обязательного государственного страхования (0, 5% - 9 027 266 рублей).
В отношении различных сумм, указанных в предложении участника конкурса в отношении оказываемых услуг, представитель ОАО "ЧСК", Заказчика пояснил, что предлагаемая ОАО "ЧСК" цена государственного контракта (страховой премии) составляет 1 805 453 324 рубля 46 копеек, а суммы 2 085 209 214 рублей 76 копеек, 1 902 006 573 рубля 49 копеек указаны в качестве расчета в соответствии с Приказом Минфина России от 29 ноября 2013 г. N 110н.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих неправомерность действий Единой комиссии, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий "Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий "Квалификация участников закупки"), (коэффициент значимости критерия: 0,40), содержащий следующий показатель:
"Наличие финансовых ресурсов", коэффициент значимости - 0,25" (далее - Показатель), в рамках которого оценивается соотношение (коэффициент) выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании, осуществляемом в соответствии с Законом о страховании жизни и здоровья, лиц к страховым премиям по договорам государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании, осуществляемом в соответствии с Законом о страховании жизни и здоровья, лиц за три предшествующих года (2013, 2014 и 2015 годы), рассчитанное на основании данных отчетности по форме N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" в соответствии со шкалой присваиваемых баллов:
0 - 0,50 - 10 баллов; 0,51 - 0,60 - 20 баллов; 0,61 - 0,65 - 30 баллов;
0,66 - 0,70 - 40 баллов; 0,71 - 0,75 - 50 баллов; 0,76 - 0,80 - 60 баллов;
0,81 - 0,85 - 70 баллов; 0,86 - 0,90 - 80 баллов; 0,91 - 0,95 - 90 баллов;
0,96 -1,0 и более - 100 баллов;
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателям различным коэффициентам присваивается одинаковое количество баллов, например, по 20 баллов присваивается при представлении сведений как в отношении коэффициента 0,51 - 0,60 (разница 0,09), так и в отношении коэффициента 0,61 - 0,65 (разница 0,04) - 30 баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика) в связи с тем, что на участниками Конкурса в своих заявках указаны коэффициенты 0,97; 0; 1,04.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктами 45, 48 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "В иных случаях за ненадлежащее исполнение страхователем обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, страховщик вправе потребовать уплату штрафа в размере 0,5 процента страховой премии
В иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, страхователь направляет страховщику требование об уплате штрафа в размере 0,5 процента страховой премии".
Таким образом, в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил определения неустойки размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление Правительства N 19) установлено, что при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, следовательно, при проведении указанного Конкурса применяются положения Постановления Правительства N 19.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не указана формула цены и максимальное значение цены контракта, что не соответствует Постановлению Правительства N 19, нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика) в связи с тем, что указанный в пункте 5.2 информационной карты Конкурсной документации размер средств, выделяемых страхователю из федерального бюджета на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на 2017 год, за вычетом максимальных расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащих возмещению страхователем, 1 698 090 918,00 рублей, участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе не снижен.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Московская акционерная страховая компания" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 2, 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.02.2017 по делу N К-97/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 февраля 2017 г. N К-97/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был