Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), Департамента государственных закупок Свердловской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбург на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург Свердловской области (номер извещения 0162200011816002371) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе неправомерное требование к участникам закупки, а именно, установлен неправомерный запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 757 391 635 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей - 02.02.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбург на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург Свердловской области.
В связи с этим, в документации об Аукционе установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании комиссии, представитель Заказчика пояснил, что данный запрет установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановлением N 1457.
Таким образом, действия Заказчика, установившего запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбург на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург Свердловской области.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным Заказчиком, Уполномоченным органом требованиям.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пункт 12 Приложения N19 "Техническое задание на разработку рабочей документации по объекту "Реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области" (далее - Приложение N 19) к государственному контракту документации об Аукционе, содержит в том числе следующие положения:
"3. Участвовать без дополнительной оплаты в рассмотрении проектной документации государственной экспертизой и Заказчиком, представлять пояснения, документы и обоснования по требованию заказчика, вносить в проектную документацию изменения и дополнения, не противоречащие данному заданию, СНиП, ГОСТ и др. нормативным документам.
4. Разработать проектную документацию на этап строительства "Переустройство ВЛ-500 кВ" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Проектную документацию согласовать с Магистральными электрическими сетями Урала - филиалом ПАО "ФСК ЕЭС".
5. Проектную документацию на этап строительства "Переустройство ВЛ-500 кВ" разработать в трех уровнях цен:
- базовом 2001 г.
- текущем в ценах 1 кв.2011 г. с НДС
- текущем в ценах 1 кв.2016 г. с НДС
6. После утверждения проектной документации заказчиком, разработать рабочую документацию на переустройство ВЛ-500 кВ".
На основании изложенного, Заказчиком, Уполномоченным органом в один предмет закупки объединены проектные работы и строительные работы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Приложении N 19 к государственному контракту документации об Аукционе допущена техническая ошибка, а именно, установлено требование о разработке проектной документации на этап строительства "Переустройство ВЛ-500 кВ", поскольку указанный этап не входит в объект закупки. Кроме того, в рамках Приложения N 19 к государственному контракту документации об Аукционе необходимо разработать только рабочую документацию по объекту закупки, при этом проектно-сметная документация размещена в составе документации об Аукционе в полном объеме.
Дополнительно, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили и представили сведения (изображение информации, письмо в службу поддержки ЕИС) согласно которым у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствовала возможность внести изменения в документацию об Аукционе, в части исключения требования по разработке проектной документации на этап строительства "Переустройство ВЛ-500 кВ", поскольку ЕИС не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили Комиссии о необходимости выдачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предписания о внесении изменений в документацию об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет объекта закупки проектные и строительные работы, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом Комиссией установлено, что в ряде пунктов Приложение N2 к Части II "Описание объекта закупки" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить в составе первых частей заявки на участие в Аукционе сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"1. Щебень:
значение частных остатков на контрольных ситах:
частный остаток на сите d,% по массе не более 100
частный остаток на сите 0,5(d+D), % по массе не более 100
частный остаток на сите D, % по массе не более 100
частный остаток на сите 1,25D, % по массе не более 100
значение полных остатков на контрольных ситах:
полный остаток на сите d, % по массе от 90 до 100,
полный остаток на сите 0,5(d+D), % по массе от 30 до 60,
полный остаток на сите D, % по массе до 10,
полный остаток на сите 1,25D, % по массе до 0,5,
содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе менее 50,
потеря массы в сухом состоянии при испытании на дробимость до 20%,
потеря массы при распаде не более 3%,
содержание пылевидных и глинистых частиц не более 2% по массе,
содержание глины в комках не более 0,25% по массе.
5. Бетон:
требуемая прочность бетона при сжатии в проектном возрасте 28 суток, МПа не менее 21,4
полный остаток на сите N 063 от 10 до 75% по массе,
содержание зерен крупностью св. 10мм, не более 5% по массе,
содержание зерен крупностью св. 5мм, не более 15% по массе,
содержание зерен крупностью менее 0,16мм, не более 15% по массе,
содержание пылевидных и глинистых частиц в песке природном, не более 2% по массе,
содержание глины в комках, не более 0,5% по массе,
содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе, не более 3% по массе щебень из изверженных или осадочных пород,
содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, менее 35%
по массе,
содержание серы, сульфатов и сульфитов в пересчете на SO3 для заполнителя мелкого или крупного, не более 1,5% по массе,
содержание пирита в пересчете на SO3, не более 4% по массе,
содержание слоистых силикатов для крупного или мелкого заполнителя, не более 2% по массе,
содержание водорастворимых хлоридов в пересчете на ион хлора для мелкого или крупного заполнителя, не более 0,15% по массе,
марка бетона по морозостойкости не менее F 150,
допустимое содержание вредных компонентов по объему:
магнетит не более 10%,
гидрооксиды железа не более 10%,
апатит не более 10%,
нефелин не более 10%,
фосфорит не более 10%,
содержание глины в комках не более 0,25 % по массе,
содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне не более 3 %
по массе".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава материалов, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких материалов (не ограничиваясь приведенными примерами). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 01.02.2017 по делу N К-91/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 февраля 2017 г. N К-91/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был