Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "В.А.П." (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию систем противопожарной защиты административных зданий Минюста России по адресам: ул. Житная, д. 14, стр. 1, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1 и ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1 (номер извещения 0173100010816000101) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшего заявку Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 034 586 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "РОЗТЭРА" с предложением о цене контракта 3 187 322, 94 рубля.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в пункте 3.1.15 Конкурсной документации.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 15.02.2017 N ПРО1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации по следующему основанию: "Нарушение части 4 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 3.1.15 Общих положений конкурсной документации: опись заявки не прошита".
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что опись документов, входящих в состав заявки Заявителя, не вшита в заявку, что не соответствует требованиям части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, пункта 3.1.15 Конкурсной документации.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является комплексное техническое обслуживание систем противопожарной защиты административных зданий Минюста России.
Пунктом 12 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к участникам Конкурса: "В соответствии с пунктом 24.2 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" участник закупки обязан иметь действующее свидетельство о допуске к определенным видам работ выданных саморегулируемой организацией".
Пунктом 24.2 Перечня установлен следующий вид работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: "Пусконаладочные работы лифтов".
На заседании Комиссии установлено, что в перечне услуг, оказываемых в рамках исполнения контракта, содержащемся в Техническом задании Конкурсной документации, отсутствуют пусконаладочные работы лифтов.
Кроме того, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие разрешающего документа, а также работы, для выполнения которых такой документ не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такого документа является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по указанному основанию заявки участников Конкурса не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В пункте 3.10 "Требования к содержанию и описанию предложения участника конкурса в отношении объекта закупки (оказываемых услуг)" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Требования к описанию участниками конкурса оказываемых услуг, в случае если они являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с требованиями части IV "Техническая часть конкурсной документации. Техническое задание" и по форме "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", приведенной в качестве примерного образца в части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
В подпункте 3 пункта 24 Информационной карты Конкурсной документации, в том числе установлено: "Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в соответствии с разделом 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе", примерными формами документов, установленными частью III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" и должна содержать: Предложение о качестве работ, оформляемое в соответствии с Формой 4 части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
В Части IV "Техническое задание" содержится, в том числе следующее: "5.2.1. Перечень оказываемых Услуг: 5.2.1.1. Внешний осмотр составных частей системы (электротехнической части щита дистанционного управления, электропанели этажного клапана щита местного управления, исполнительных устройств, вентиляторов, насосов и т.д.; сигнализационной части - приемно-контрольных приборов, шлейфа сигнализации, извещателей, оповещателей и т.п.) на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений, наличие пломб и т.п. 5.2.1.2. Контроль рабочего положения выключателей и переключателей, исправности световой индикации, наличие пломб на приемно-контрольном приборах, шкафах, пультах. 5.2.1.3. Контроль основного и резервного источников питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный".
При этом, в Форме 4 Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен указать, в том числе следующую информацию: "Наименование показателя (заполняется в соответствии с частью IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ"); Требуемое значение (заполняется в соответствии с частью IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ"); Предложение участника конкурса".
Также в Форме 4 Конкурсной документации установлено: "Предложение о качестве услуг должно содержать предложения с учетом качестве и проработанности технического предложения, отвечающего требованиям технической части конкурсной документации и потребностям Заказчика. Предложение о качестве услуг должны включать все положения Технического задания (часть IV "Техническая часть конкурсной документации. Техническое задание") и предложения Участника открытого конкурса на качеству оказываемых услуг в виде комментариев к соответствующим положениям Технического задания".
Кроме того, в подпункте 2 пункта 2 Формы 2 "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен указать, в том числе следующую информацию: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Содержание:; Единица измерения (указываются единицы измерения в соответствии с частью IV. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ")".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения Конкурсной документации не позволяют однозначно установить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в Части IV) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 4 Конкурсной документации. Вместе с тем, полнота описания указанных сведений является основанием для принятия Конкурсной комиссией решения о соответствии, либо несоответствии заявки участника Конкурсе требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по указанному основанию заявки участников Конкурса не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "В.А.П." необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 27.02.2017 по делу N К-130/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 февраля 2017 г. N К-130/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был