Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МВ-Групп" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Конкурсная комиссия), Республиканским агентством по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод (номер извещения 0102200001616004686) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в принятии неправомерного решения об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем (ООО "МВ-ГРУПП"), являющимся победителем Конкурса.
Заказчик в письменном пояснении от 08.02.2017 N 08-0738-и724/17 (далее - Письменные пояснения) не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссия руководствуясь пунктом 3.33 Административного регламента, объявила перерыв до 09.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 240 528 130 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущены 4 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 13.01.2016;
7) победителем Конкурса признано ООО "МВ-ГРУПП" с предложением о цене контракта 1 029 000 000 рублей.
8) государственный контракт заключен 06.02.2017 с АО "ЗАКАМЕНСК".
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
На основании изложенного следует, что обязанность Заказчика в отстранении участника закупки от участия в Конкурсе зависит от установления факта недостоверности представленных в составе заявки на участие в конкурсе сведений.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.01.2017 N ПРО3, участник закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявитель) признан победителем Конкурса.
При этом Комиссией установлено, что 03.02.2017 Заказчиком в ЕИС размещен протокол отказа от заключения контракта от 03.02.2017 N ПОК1 (далее - Протокол отказа), в соответствии с которым Заказчик отказался от заключения государственного контракта с победителем Конкурса - ООО "МВ-Групп" (Заявитель), поскольку, по мнению Заказчика, участником закупки ООО "МВ-Групп" (Заявителем) в составе заявки на участие в Конкурсе представлены недостоверные сведения, а именно, контракты, подтверждающие опыт участника закупки, подлежащие оценке. Кроме того, из Протокола отказа следует, что Заказчиком принято решение о заключении контракта с участником занявшим второе место АО "ЗАКАМЕНСК".
На заседании Комиссии представлены Письменные пояснения Заказчика, в соответствии с которыми, Заказчику поступила информация от ИП Муравьева В.С. о проведении в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Прокуратурой Республики Бурятии проверки о нарушениях действующего законодательства в деятельности ООО "МВ- Групп", по заявлению ИП Муравьева В.С. Как следует из письма Прокуратуры Республики Бурятия N 15-122-2017/Нп3216-17 от 03.02.2017, в результате проведения проверки выявлены признаки преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации, выразившиеся в предоставлении для участия в торгах на право заключения государственного контракта недостоверных сведений и документов о выполнении ООО "МВ- Групп" работ по ликвидации последствий отрицательного воздействия на окружающую среду на месторождении "Жавхлант" в Центральном аймаке Монголии, подлежащих рассмотрению и оценке Конкурсной комиссии. В связи с чем, Управлением экономической безопасности МВД по Республике Бурятия 27.01.2017 инициировано проведение доследственной проверки в порядке, установленном статьями 144-145 УПК Российской Федерации.
Вместе с тем, из представленных Заказчиком документов и сведений не следует, что контракты, представленные ООО "МВ-Групп" в составе заявки в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не исполнялись и (или) содержат недостоверные сведения.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя представил письмо от 06.12.2016 N 89/2016, согласно которому работы по контрактам, представленным в составе заявки Заявителя, выполнены ООО "МВ-ГРУПП", указанное письмо подтверждается компанией "Депозит плюс" ХХК, которое являлось заказчиком по вышеуказанным договорам.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, принявшего решение об отказе от заключения государственного контракта по итогам Конкурса с ООО "МВ-ГРУПП" (Заявитель), нарушают часть 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, в Письменном пояснении Заказчика содержится довод о том, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Конкурсной документации и пункту 5 части 1 статьи 31, согласно которому Заказчиком устанавливается требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, поскольку у Заказчика имеется информация, что на момент 01.01.2016 у Заявителя была недоимка по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Заявителя.
Указанный довод Заказчика не находит своего подтверждения, поскольку представителем Заявителя на заседании Комиссии представлена Справка N 53774 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Бурятия, согласно которой по состоянию на 24.10.2016 ООО "МВ-ГРУПП" (Заявитель) не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол отказа размещен в ЕИС 03.02.2017, при этом по результатам проведения Конкурса 06.02.2017 заключен государственный контракт с участником занявшим второе место, АО "ЗАКАМЕНСК", следовательно, Заказчиком нарушен срок заключения контракта, предусмотренный частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заключения государственного контракта с участником, занявшим второе место, в случае если Заказчик отказался от заключения контракта с победитель Конкурса отстранен от участия в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка заключения контракта, нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МВ-Групп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3.1 статьи 53, части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам проведения закупки Заказчиком заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 09.02.2017 по делу N К-111/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 февраля 2017 г. N К-111/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был