Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Госкомспорта СССР
от 4 апреля 1988 г. N 2/2
О мерах по дальнейшему развитию сферы платных услуг, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности в физкультурных организациях
План 1987 года по объему реализации платных услуг физической культуры и спорта населению выполнен на 100,4% (при плане 128,9 млн рублей, выполнение составило 129,4 млн рублей). Спортивные сооружения и другие предприятия, организации и учреждения системы госкомспортов оказали услуг на сумму 30,9 млн рублей, что составляет около 24% от общего плана. Лучше других справились с выполнением плановых заданий 1987 года Госкомспорты Эстонской ССР (оказано услуг в сумме 1 руб. 54 коп. на душу населения), Армянской ССР (1 руб. 39 коп.), Азербайджанской ССР (выполнение плана - 188,8%, Литовской ССР (187,5%), Молдавской ССР (140,0%), Казахской ССР (126,6%), а также ЦС ВФСО "Динамо" и ВДСО "Трудовые резервы".
Предприятиями и организациями союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств оказано услуг физической культуры и спорта на сумму около 39 млн рублей, что в общем объеме составляет 30% при наличии спортивной базы, составляющей почти 80% всех спортивных сооружений страны.
В пяти союзных республиках плановые задания не выполнены (РСФСР - 89,8%, Грузия - 88,8%, Таджикистан - 75,0%), в том числе собственные сооружения - РСФСР, Украинской ССР, Грузинской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР, сооружения и базы ВС ВДФСО профсоюзов.
Развитие сферы платных услуг физической культуры и спорта сдерживается по следующим причинам:
- исполкомы местных Советов народных депутатов многим предприятиям, организациям и учреждениям, располагающим соответствующей материально-технической базой для оказания платных услуг, плановые задания по объемам платных услуг либо не устанавливают, либо доводят в размерах значительно меньших, чем контрольные цифры.
млн руб.
|
Утверждаемый план по сумме планов исполкомов |
Задание по Комплексной программе |
Контрольные цифры Госплана СССР |
1986 г. |
106,3 |
154,0 |
154,0 |
1987 г. |
128,9 |
176,0 |
275,7 |
1988 г. |
Госкомспорт СССР по состоянию на 20.03.88 г. не имеет данных |
217,4 |
395,1 |
Объем реализации услуг не включен в состав госзаказа. Поэтому исполкомы выполняют общий объем реализации платных услуг за счет изменений его структуры и развивают в основном бытовые и жилищно-коммунальные услуги. Немалую роль в этом играет отсутствие должной организаторской работы со стороны госкомспортов.
Госкомспорт утвердил нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность по оказанию платных услуг. Они доведены до Советов Министров союзных республик, госкомспортов, министерств и ведомств СССР. Однако, положение дел на местах свидетельствует о том, что влияние госкомспортов республик на территориальные организации, предприятия, профсоюзные спортивные сооружения не всегда соответствует поставленным задачам. Некоторые не знают возможностей материально-спортивной базы. Нормативные документы оседают в управлениях и отделах, не доводятся до руководителей организаций и спортсооружений, не передаются в министерства и ведомства. Большинство госкомспортов не работают как головные организации с госпланами республик по распределению объемов платных услуг по территории в зависимости от имеющейся базы, порой принимая эти объемы только на себя. Это касается областных, городских и районных комитетов в их работе с местными плановыми органами. Так, например, на 1987 г. все объемы услуг физической культуры и спорта спорткомитет Московской области принял на себя (1,2 млн рублей) и даже не пытался через облплан распределить их по организациям других министерств и ведомств.
В Пермской области 117 лыжных баз и 98 катков оказали услуг на 650 рублей. Тамбовский облисполком установил план оказания услуг на 1987 год на 126,0 тыс. рублей ниже, чем в предыдущем, а Карагандинский облисполком установил план только для трех стадионов из 13 существующих. В Украинской ССР организациям жилищно-коммунального хозяйства предоставление услуг физической культуры не планируется. Крайне низкие планы установлены для системы Государственного комитета СССР по народному образованию, но и они на сооружениях этой системы не оказываются. Не преодолена ведомственная разобщенность в организации обслуживания по месту жительства, в парках культуры и отдыха;
- не совершенствуется материально-техническая база, не выделяются необходимые материальные ресурсы для приведения спортивных сооружений в надлежащее техническое состояние. Отстает в темпах программа по строительству физкультурно-оздоровительных объектов в легких металлических и деревоклеёных конструкциях.
В Киргизской ССР несколько лет ведется реконструкция малой арены стадиона "Спартак" в г. Фрунзе, стадиона "Шахтер" в г. Таш-Кумыр, Армянской ССР на стадионе "Юбилейный" в г. Октемберяне, "Спартак" в Ленинакане. Раздевалки, душевые и вспомогательные помещения находятся в запущенном состоянии. Из 73 плавательных бассейнов в республике лишь 25 - с подогревом воды;
- не пересмотрены в ряде регионов цены на услуги, не ликвидирована их убыточность. В Армянской ССР, Молдавской ССР, Казахской ССР и Латвийской ССР в 1986-1987 г.г. установлены усредненные ставки арендной платы, что отрицательно сказалось на рентабельности платных услуг. Имеются также разночтения в классификации спортивных сооружений и как следствие - неправильное определение его категории и использования;
- крайне медленно внедряются прогрессивные формы организации хозрасчетных территориальных объединений "Физкультура и здоровье". Организовано около 40 объединений;
- отсутствуют тренажеры и спортивно-технологическое оборудование.
В госкомспорты направлены чертежи тренажеров для решения вопросов по их изготовлению на местных предприятиях, но результатов пока нет:,
- не проводится необходимая работа по подготовке и переподготовке кадров.
На 1 марта 1988 года по стране зарегистрировано 290 кооперативов по оказанию услуг физической культуры и спорта.
По своей производственно-хозяйственной деятельности кооперативы подразделяются в основном на физкультурно-оздоровительные (около 70%), по изготовлению спортивно-технологического оборудования (10%), по изготовлению спортивной одежды и атрибутики (14%), по строительству, ремонту и художественному оформлению спортивных сооружений.
Кооперативы создаются при районных, городских и областных комитетах по физической культуре и спорту, промышленных предприятиях, спортивных сооружениях системы госкомспортов, ДСО профсоюзов, ВФСО "Динамо". Ориентировочное количество кооператоров около 900 человек, количество обслуживаемого населения - до 65 тыс. человек.
В Белорусской ССР обобщен и распространен опыт работы первого физкультурно-оздоровительного кооператива "Пульс" в г. Гродно. На базе этого кооператива проведен специальный семинар с руководителями областных и городских спорткомитетов. Деятельность кооперативов широко обсуждается на страницах республиканской газеты "Физкультурник Белоруссии", в газетах "Звезда" и "Советская Белоруссия".
В Украинской ССР кооперативы обслуживают около 25 тыс. человек населения, доходы от деятельности кооперативов составили 1,6 млн рублей, из них 607 тыс. рублей перечислено исполкомам, спорткомитетам и спортсооружениям.
В Латвийской ССР действуют кооперативы по организации массовых спортивно-зрелищных мероприятий и пропаганде физической культуры и спорта, по организации отдыха, досуга населения и внедрения сервиса на спортивных сооружениях. 9 из 15 кооперативов организуют свою деятельность на арендуемых площадях, а 6 - создают свою материально-техническую базу. Охвачено более 8,5 тысяч человек занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах и секциях.
Вместе с тем госкомспортами Казахской, Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР не принято должных мер, направленных на использование имеющихся возможностей в развитии кооперативной деятельности в интересах дополнительного привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и увеличения объемов предоставляемых платных услуг.
Крайне неудовлетворительно обстоит дело с внедрением в сферу платных услуг физической культуры и спорта такого направления работы, как индивидуальная трудовая деятельность. Так, по физкультурно-спортивным организациям Украинской ССР зарегистрировано только 2283 человека (доходы - 137,2 тыс руб.), по Москве - 112 человек, Ленинграду - 200 человек.
Объем реализации платных услуг физической культуры и спорта в 1987 году по СССР в целом и в разрезе союзных республик (справка сделана по уточненному отчету Госкомстата СССР в методологии плана 1988 г.)
млн руб.
|
План |
Факт. |
% выполнения плана |
Оказано услуг физической культуры на душу населения (в коп.) |
СССР |
128,9 |
129,4 |
100,4 |
46 |
|
|
|
|
|
РСФСР |
75,2 |
67,5 |
89,8 |
46 |
Украинская ССР |
18,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.