Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1022455-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", (в части установления минимального размера пособия на ребенка) внесенному Р.И. Худяковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1022455-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части установления минимального размера пособия на ребенка), внесенный Р.И. Худяковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Указанным законопроектом предлагается дополнить статью 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон), положением, в соответствии с которым пособие на ребенка не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Комитет отмечает следующее.
1. Предлагаемые проектом федерального закона изменение нуждается в согласовании с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (см. статьи 133, 133.1 Кодекса).
Кроме того, поскольку установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации является правом, а не обязанностью, то не ясно из чего необходимо будет исходить при определении размера пособия на ребенка в случае, если в субъекте Российской Федерации размер минимальной заработной платы установлен не будет.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), при этом в принимаемые по данному вопросу федеральные законы не допускается включение положений, определяющих объем и порядок расходования средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое правовое регулирование противоречит установленному действующим законодательством разграничению полномочий в указанной сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в регионах страны сложилась соответствующая система мер поддержки семей, имеющих детей, включающая, в том числе, различные пособия, иные денежные выплаты.
В рамках действующего законодательства субъекты Российской Федерации вправе принять решение об усилении адресности предоставления социальной поддержки для особо нуждающихся категорий граждан.
Также, учитывая текущую календарную дату, обращаем внимание на необходимость уточнения предложенной в статье 2 законопроекта даты вступления в силу федерального закона - 1 января 2017 года.
Кроме того, представленная пояснительная записка не согласуется с текстом законопроекта.
2. В случае принятия законопроекта, его реализация приведет к необходимости выделения дополнительных финансовых средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
При этом представленное финансово-экономическое обоснование не содержит источники и порядок исполнения таких расходных обязательств с учетом их увеличения, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, согласно которым в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
3. Отзывы на законопроект получены из 44 субъектов Российской Федерации. Общее количество отзывов и предложений - 59, из них: положительных - 4, отрицательных - 55.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
4. Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1022455-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", внесенный Р.И. Худяковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.