Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 60052-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 60052-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ", внесенный Правительством Российской Федерации и поддерживает его концепцию.
Законопроект направлен на уточнение полномочий государственных органов:
по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы;
по установлению единых требований к организационной структуре, оснащенности, порядку организации, реорганизации и ликвидации указанных служб и формирований;
по установлению требований к условиям размещения профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы и несения дежурства спасателями указанных служб и формирований, с учетом специфики проведения аварийно-спасательных работ на объектах ведения горных работ;
по обеспечению постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации аварий на объектах ведения горных работ, установления общих параметров горноспасательного обслуживания и порядка расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ.
1. Предлагается установить определение понятий видов аварийно-спасательных работ:
"горноспасательные работы", "газоспасательные работы", противофонтанные работы", "поисково-спасательные работы", "аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров", "работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций".
2. Уточняется порядок создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований:
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований. Указанные аварийно-спасательные службы (формирования) создаются руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие горноспасательные работы, создаются (реорганизуются) решениями Правительства Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций наделяется полномочиями по установлению порядка регистрации аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Отмечая важность совершенствования законодательства Российской Федерации направленного на осуществление деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы, Комитет считает необходимым высказать по законопроекту ряд замечаний юридико-технического характера.
При подготовке ко второму чтению необходимо уточнить предлагаемые в пункте 1 статьи 1 законопроекта определения понятий видов аварийно-спасательных работ, поскольку их отдельные положения не согласуются с положениями преамбулы и части 4 статьи 1 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также отдельные термины используемые в них, не раскрыты и не используются в законодательстве Российской Федерации, например: "газонефтеводопроявлений", "грифонообразование".
Требуют уточнения предлагаемые пунктом 5 статьи 1 законопроекта изменения в статью 11 действующего федерального закона. Концепция указанной статьи устанавливает порядок деятельности аварийно-спасательных служб, однако в новом пункте предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием устанавливать требования к составу, структуре, комплектованию, оснащенности и постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы, определять условия размещения и несения дежурства спасателями, входящими в состав данных служб (формирований), с учетом специфики обеспечения готовности к ликвидации аварий на объектах ведения горных работ, а также порядок расчета стоимости обслуживания данными службами (формированиями) объектов ведения горных работ.
Также требуют уточнения положения статьи 2 законопроекта, касающиеся порядка вступления в силу Федерального закона и его отдельных положений.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы представлены отдельные замечания юридико-технического характера, которые необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В Комитет поступили отзывы из 59 субъектов Российской Федерации, в которых законопроект поддерживается.
Комитет считает, что принятие законопроекта позволит установить единые стандарты деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований на объектах ведения горных работ, сформировать единый центр управления и контроля в данной сфере и устранить правовой вакуум в вопросах обеспечения готовности указанных служб и формирований к ликвидации аварий на горнодобывающих предприятиях.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 60052-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.