Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 9 марта 2017 г. N 28
по проекту федерального закона N 67484-7 "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения сроков применения кадастровой стоимости) (внесен Правительством Российской Федерации)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 67484-7 "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Эти изменения направлены на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года N 15-П, признавшего законодательные ограничения прав исполнительных органов власти по оспариванию в судебном порядке решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не соответствующими Конституции Российской Федерации. Наличие указанных ограничений лишает муниципальные образования и города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь возможности оспорить решение комиссии о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества, принимаемой за налогооблагаемую базу. Это в свою очередь ведет к сокращению их поступлений от налогов на недвижимое имущество и арендных платежей и, как следствие, трудностям при формировании и исполнении местных бюджетов.
Предлагаемые законодательные изменения призваны наделить орган местного самоуправления правом оспаривать в суде решения комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. При этом законопроектом буквально воспроизводится текст пункта 2 резолютивной части упомянутого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Однако дословное воспроизведение в законопроекте текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации не позволяет в полной мере достичь заявленных целей и полностью устранить выявленный правовой пробел. Так, предложенные новации предоставляют право по оспариванию в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости только в отношении земельных участков. Таким образом, органы исполнительной власти муниципальных образований и субъектов Российской Федерации остаются лишенными возможности оспаривать кадастровую стоимость в отношении иных объектов недвижимого имущества, в том числе зданий, строений, сооружений.
В этой связи Комитет отмечает, что ко второму чтению целесообразно расширить полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по оспариванию в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости не только земельных участков, но и иного расположенного на их территории недвижимого имущества.
По мнению Комитета, в уточнении также нуждается предлагаемая законопроектом формулировка "существенное снижение кадастровой стоимости", использование которой может привести к правовой неопределенности при вынесении судом определения о принятии заявления об оспаривании кадастровой стоимости.
Представляется, что при условии доработки законопроекта с учетом отмеченных замечаний проектируемые новеллы позволят существенно расширить возможности защиты интересов муниципальных образований и городов федерального значения, в том числе связанных с обеспечением их налоговых поступлений.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что имеющиеся у Комитета замечания по законопроекту не носят концептуального характера и могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 67484-7 "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерацию) и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.