Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 85488-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления размера процентов, уплачиваемых банком за пользование денежными средствами фонда капитального ремонта, находящимися на специальных счетах" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Палкиным, и отмечает.
С целью защиты имущественных интересов собственников помещений в многоквартирных домах автором законопроекта предлагается законодательно закрепить обязанность банков уплачивать проценты за пользование денежными средствами, которые собственники уплатили на специальный счет в качестве взносов на капитальный ремонт. Согласно проектируемым нормам размер процентов должен будет определяться в порядке пункта 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), то есть в соответствии со ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования).
К законопроекту имеется ряд замечаний концептуального характера:
1. Комитет обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 852 ГК РФ обязанность банка уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, уже закреплена в действующем законодательстве и распространяется на договор номинального счета (статья 860.1 ГК РФ), нормы о котором субсидиарно применяются к правилам формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (глава 16 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ; далее - ЖК РФ)*(1).
Положения пункта 1 статьи 852 ГК РФ имеют диспозитивный характер. Общее правило об обязанности банка уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, может быть отменено договором банковского счета. В связи с этим, Комитет отмечает, что проектируемое пунктом 1 статьи 1 законопроекта нормативное предписание юридически некорректно и избыточно, так как дополнение пункта 1 статьи 852 ГК РФ словами "или законом" не изменяет диспозитивного характера данной нормы.
2. Кроме того, действующими нормами также урегулирован вопрос о размере уплачиваемых в соответствии с пунктом 1 статьи 852 ГК РФ процентов. Они определяются договором банковского счета, а при отсутствии в договоре данного условия в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования.
Предложение автора законопроекта установить в отношении специального счета особые правила, подразумевающие возможность начисления бльших процентов, чем это предусмотрено сейчас, не может быть поддержано, так как, по мнению Комитета, данная мера без должного экономического и правового обоснования ставит потребителей банковских услуг в неравное положение по отношению к владельцам и бенефициарам номинальных счетов, открытых на основании ЖК РФ*(2).
3. Отмечаем, что проектируемая пунктом 3 статьи 1 законопроекта новая редакция пункта 2 статьи 860.1 ГК РФ не содержит правовой определенности в части необходимости указания бенефициара либо порядка получения информации от владельца счета о бенефициаре или бенефициарах в отношении номинальных счетов, открытых в соответствии с ЖК РФ.
4. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются такие условия договора, которые должны быть согласованы сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме. Значимость существенных условий состоит в том, что при отсутствии соглашения сторон хотя бы в отношении одного из таких условий, договор считается не заключенным, а договорное правоотношение - не возникшим.
Считаем, что предлагаемое пунктом 3 статьи 1 законопроекта указание на обязанность банка выплачивать проценты по номинальному счету, открытому в соответствии с ЖК РФ, в размере, определяемом в соответствии со ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования), не может считаться существенным условием договора номинального счета, так как исчерпывающим образом регулирует вопрос о порядке определения размера выплачиваемых банком процентов, что, в свою очередь, устраняет предмет для согласования данного условия сторонами договора.
Отмеченное обстоятельство противоречит смыслу статьи 432 ГК РФ и, по мнению Комитета, приведет на практике к возникновению правовой неопределенности в вопросе о заключенности договора номинального счета. Кроме того, предлагаемая законопроектом новая редакция пункта 2 статьи 860.1 ГК РФ является юридически не корректной, так как в этом пункте идет речь только о существенных условиях договора номинального счета.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию законопроекта.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
_____________________________
*(1) Специальный счет можно открыть только в российском банке, величина собственных средств (капитала) которого не меньше 20 млрд руб. Полный список таких банков находится на сайте Банка России (https://www.cbr.ru/credit/). По состоянию на 01.01.2017 в него входит 51 банк.
*(2) По данным Банка России средний показатель банковского процента по рублевым вкладам до востребования за 2016 год составил 2,75%. Для сравнения, устанавливаемая Центральным банком Российской Федерации ключевая ставка в минувшем году находилась в диапазоне 11-10%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.