Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-108
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" об оспаривании постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N 139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части и постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части
по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" на решение Московского городского суда от 5 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" по доверенности Волкова И.В. и Костенко О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом по доверенности Молодовой К.М., возражения представителя Правительства Москвы по доверенности Лисицкого Д.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" (далее - ФГБУК ГАТКБ, Учреждение, Театр) обратилось в Московский городской суд с уточнённым административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N 139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление N 139-ПП), за исключением адресов земельных участков, перечисленных в приложении N 1 и в пунктах 490-520, 522-649 в приложении N 2; пунктов 1, 1.1, 1.2, 1.3 и пунктов 2-10 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление N 819-ПП) в части, предусматривающей внесудебный снос зданий, строений и (или) сооружений, включая временные, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: ул. Скаковая, Ленинградский просп., д. 3/25, в том числе с применением насилия и (или) привлечением сотрудников полиции для обеспечения доступа на этот земельный участок.
В обоснование своих требований ФГБУК ГАТКБ указывало на то, что пунктом 1.4 Постановления N 139-ПП приложение 3 к Постановлению N 819-ПП дополнено пунктом 521, куда включён земельный участок, который находится в пользовании административного истца на основании договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 15 июля 1993 г. На данном земельном участке Театр возвёл объект незавершённого капитального строительства - "конструкция каркаса Театра Классического Балета", два металлических ангара, строительные бытовки и контейнеры, которые используются как часть театрального комплекса (репетиционный зал, склад для хранения декораций и другого театрального реквизита), на земельном участке также расположен контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) 1961 года постройки, который используется для "выгораживания" периметра земельного участка, является частью театрального комплекса, где помимо проходной театра расположены единый для всех строений водомерный узел и общая пожарная сигнализация. Возведение и использование этих конструкций для осуществления уставной деятельности театра отвечает разрешённому использованию земельного участка, соответствует утверждённому проекту организации строительства театрального комплекса и утверждённой исходно-разрешительной документации, поэтому указанные строения не являются самовольными постройками. Несмотря на то, что на кадастровый учёт они не поставлены, право собственности Российской Федерации на это имущество не зарегистрировано, указанные объекты являются федеральной собственностью. Земельный участок с 1 июля 2006 г. относится к федеральному уровню государственной собственности в силу прямого указания закона, в частности пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Неправомерное включение спорного земельного участка в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца.
Кроме того, ФГБУК ГАТКБ полагало, что Правительством Москвы нарушен порядок принятия оспариваемых постановлений. По мнению истца, оспариваемые постановления N 139-ПП и 819-ПП не были приняты Правительством Москвы, поскольку из размещённой в открытом доступе на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в сети "Интернет" стенограммы заседания Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. непосредственно усматривается, что голосование членов Правительства Москвы по вопросу принятия постановления N 819-ПП не проводилось, а из стенограммы заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. не усматривается, что на данном заседании рассматривался вопрос о принятии постановления N 139-ПП. Таким образом, в силу пункта 6 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" оспариваемые постановления не считаются принятыми в качестве нормативного правового акта.
Определением Московского городского суда от 23 июня 2016 г. прекращено производство по делу по административному исковому заявлению Театра в части признания недействующими пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 2 Постановления N 139-ПП и пунктов 1.1, 1.2, пунктов 2-10 Постановления N 819-ПП. Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 19 октября 2016 г. определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Решением Московского городского суда от 5 августа 2016 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУК ГАТКБ, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить судебное постановление и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Москвы поданы возражения.
Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поддержали доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционные жалобы в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Из абзаца четвёртого пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе федерального значения Москве осуществляется органами исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в нормах законов города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктами 2, 13 статьи 11, пунктом 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" определено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования и управление в области земельных отношений.
Как усматривается из материалов дела, основанием для включения земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:64 в Перечень послужило обследование Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) земельного участка, по результатам которого составлен акт от 10 декабря 2014 г. N 9090258 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно упомянутому акту и рапорту Госинспекции по недвижимости о результатах обследования объекта недвижимости от 10 декабря 2014 г., по информации базы данных ГУП МосгорБТИ, на земельном участке учтены здания с адресными ориентирами: ул. Скаковая, д. 3, стр. 8, стр. 6, стр. 1, стр. 12, стр. 13, стр. 18, стр. 19, Ленинградский просп., д. 25. При этом здания, расположенные по адресу: ул. Скаковая, д. 3, стр. 8 и стр. 1, Ленинградский просп., д. 25, являются собственностью Москвы, на остальные здания права собственности не зарегистрированы. Кроме того, на спорном земельном участке выявлены объекты, обладающие признаками самовольного строительства: некапитальное строение контрольно-пропускного пункта площадью 20 кв.м, металлический ангар между д. 3, стр. 1, и д. 3, стр. 13, общей площадью около 320 кв.м, металлический ангар между д. 3, стр. 8, и д. 3, стр. 12, общей площадью около 322 кв.м, строительные бытовки и контейнеры, размещённые на земельном участке вблизи д. 3, стр. 1. По данным портала Росреестра права собственности на возведённые постройки не зарегистрированы. Разрешительная документация отсутствует. В границах оформленного землеотвода также расположен объект незавершённого строительства - металлический навес (конструкция каркаса Театра) площадью около 1006 кв.м, и установлено, что здания и сооружения объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." используются сторонними организациями под офисные цели и размещение студий классического балета "Актер" на коммерческой основе.
Названный земельный участок передан Государственному театру классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (в настоящее время - ФГБУК ГАТКБ) в аренду для реконструкции зданий и сооружений Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А. Манташева", строительства объектов театрального комплекса и последующей их эксплуатации на основании договора аренды от 15 июля 1993 г. N М-09-000198, заключённого с Правительством Москвы в лице председателя Московского земельного комитета на 49 лет. Согласно пункту 1.1 договора на участке расположены: здания и сооружения Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А. Манташева"; здание переменной этажности в 2-3 этажа, подлежащее сносу в 1995 году; двухэтажное здание; пять одноэтажных зданий, подлежащих сносу в 1993 году.
При этом судом первой инстанции установлено, что на указанном земельном участке изначально были расположены находящиеся в собственности города Москвы здания и сооружения Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А. Манташева" (в настоящее время - "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г."), расположенные по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1 и стр. 8, и здание площадью 672,4 кв.м по адресу: г. Москва, Ленинградский просп., д. 25, а также объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано: трёхэтажное кирпичное здание общей площадью 925,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 12; одноэтажное кирпичное здание площадью 338,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 13; одноэтажное кирпичное строение, назначение "проходная" (КПП), площадью 16,6 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 17; одноэтажное кирпичное здание площадью 137 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 18; одноэтажное кирпичное здание площадью 92,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 19.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 20 июня 2016 г. земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005015:64 общей площадью 11 923 кв.м, категория земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование "эксплуатация земельных участков театров", внесён в государственный кадастр недвижимости 1 января 2007 г., в отношении данного земельного участка установлены обременения в виде аренды в пользу государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва". Срок действия с 15 июля 1993 г. по 15 июля 2042 г. Сведения о правах отсутствуют.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." находится в собственности города Москвы, в частности право собственности на здание общей площадью 1007,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1, зарегистрировано 28 июня 2001 г., на здание общей площадью 856,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 8, - 26 июня 2001 г. Данный комплекс зданий по решению Президиума Московского городского Совета народных депутатов от 30 июля 1992 г. N 84 принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения, по Указу Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 30 декабря 2015 г. N 484 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг., арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1, 6, 8, согласно приложению.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, а также положения пункта 2 статьи 3.1 Вводного закона, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку на государственный кадастровый учёт поставлен единый земельный участок общей площадью 11 923 кв.м и на данном земельном участке расположены часть объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы, а также часть объектов недвижимости, на которые право собственности не зарегистрировано, то металлические ангары и иные объекты недвижимости расположены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем Правительство Москвы обладало компетенцией и полномочиями на принятие оспариваемых нормативных правовых актов и отнесение спорного земельного участка к числу земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, что не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и соответствует способам защиты и самозащиты гражданских прав, предусмотренных статьями 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришёл к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что упомянутые металлические ангары, контрольно-пропускной пункт, строительные бытовки и контейнеры не обладают признаками самовольного строительства, являются несостоятельными. Судом первой инстанции установлено, что спорные объекты являются временными некапитальными строениями, размещение которых не предусмотрено договором аренды и проектной документацией, и обладают признаками самовольной постройки, указанными в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку изначально возведены на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Так, согласно акту Департамента культурного наследия города Москвы от 6 октября 2015 г. в ходе осмотра установлено, что размещение указанных некапитальных сооружений временного характера - металлических ангаров, частично расположенных на земельном участке, входящем в зону охраны объекта культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.", а также строительных бытовок, грузовых контейнеров - является нарушением статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и выдано предписание об устранении допущенных нарушений, в частности очистить территорию объекта охраны от некапитальных сооружений временного характера либо согласовать их размещение в установленном порядке до 1 октября 2016 г.
Разрешая вопрос о соблюдении порядка подготовки, принятия, обнародования и вступления в законную силу оспариваемых правовых актов, суд обоснованно исходил из того, что проекты постановлений рассматривались на правомочном заседании Правительства Москвы, приняты общим согласием, после чего постановления были подписаны Мэром Москвы и в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" введены в действие и официально опубликованы в установленном порядке в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также размещены на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна.
При таком положении суд пришёл к обоснованному выводу о том, что процедура принятия постановлений не нарушена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГБУК ГАТКБ, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 5 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-108
Текст определения официально опубликован не был