Определение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2017 г. N 309-ЭС16-16532
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу администрации городского округа Краснотурьинск (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2016 по делу N А60-58308/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дивизион-Проект" (далее - общество "Дивизион-Проект") к Администрации о взыскании 928 256 руб. 69 коп. задолженности,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Проектные работы" (далее - общество "Проектные работы"), установил:
решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами, Администрация (заказчик) и общество "Проектные работы" (исполнитель) 29.06.2013 заключили муниципальный контракт N 0162300004413000061-0118662-02 на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения в срок - не позднее 30.12.2013, стоимостью 928 256 руб. 69 коп.
Общество "Проектные работы" выполнило, а Администрация приняла работы на сумму 928 256 руб. 69 коп., что подтверждено актом о приемке выполненных работ от 05.03.2014, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 05.03.2014 N 1, подписанными сторонами без замечаний.
Администрация не исполнила обязательства по оплате работ в установленный срок.
На основании договора уступки прав требования (цессии) от 05.10.2015 N 1/2015 общество "Проектные работы" переуступило обществу "Дивизион-Проект" право требования на взыскание стоимости работ по муниципальному контракту.
Отсутствие со стороны Администрации оплаты задолженности послужило основанием для обращения общества "Дивизион-Проект" в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт выполнения обществом "Проектные работы" работ по муниципальному контракту и принятие их Администрацией без замечаний, неисполнение последней обязательства по оплате работ и наличие в заявленном размере задолженности, право требования которой перешло к обществу "Дивизион-Проект" на основании договора цессии, суды, руководствуясь статьями 309, 310, 312, 382, 384, 385, 448, 711, 758, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя о недействительности договора цессии в силу пункта 2 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего ограничение на уступку требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, отклоняется на основании следующего.
По смыслу части 6.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и части 5 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем в результате подписания договора цессии не производится замена стороны договора - поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности.
Согласно пункту 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
В качестве обстоятельства, свидетельствующего о наличии такой связи, Администрация ссылается на требования бюджетного законодательства, в силу которых при подтверждении денежного обязательства и санкционировании оплаты проводится проверка соответствия получателя данным, указанным в контракте и в реестре контрактов. Правила, регламентирующие порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте и позволяющие осуществить санкционирование расходов в случае уступки, не предусмотрены Бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем необходимость внесения изменений в документацию, сопровождающую совершение расчетных операций, не может служить обстоятельством, свидетельствующим о существенном значении личности кредитора для должника. При этом права заказчика совершением уступки права требования не нарушаются, условия заключенного с ним контракта не изменяются, он сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со статьей 386 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на пункт 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации основана на неправильном толковании данной нормы.
Запрет уступки в указанной норме установлен применительно к случаям, в которых не заказчик приобретает товары, работы, услуги для государственных или муниципальных нужд, а, напротив, физическое или юридическое лицо приобретает права по отношению к публичным образованиям в своих интересах (например, приобретая права на государственное (муниципальное) имущество). В таком случае по общему правилу при отсутствии регулирования в специальном законодательстве уступка недопустима в связи с существенным значением личности кредитора.
Однако в настоящем деле был уступлен денежный долг по обязательству, личность кредитора в котором не имеет существенного значения для должника, в связи с чем суды правомерно указали на соответствие договора цессии требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе подлежит отмене приостановление исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2016, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 и постановления Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2016, произведенное определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы администрации городского округа Краснотурьинск для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2016, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 и постановления Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2016 по делу N А60-58308/2015.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2017 г. N 309-ЭС16-16532 по делу N А60-58308/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8133/16
11.05.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4086/16
04.04.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4086/16
31.03.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58308/15
10.02.2016 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58308/15