Статья 29 Регламента Арбитражного третейского суда города Москвы предусматривает, что иск предъявляется по месту фактического нахождения Третейского суда, указанному на официальном сайте.
Арбитражный третейский суд города Москвы принимает и рассматривает иски сторон, заключивших третейское соглашение о рассмотрении спора в Арбитражном третейском суде города Москвы, независимо от места нахождения (проживания) сторон.
В соответствии с частью 3 статья 1 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно части 1, 2 статьи 7 арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.
Рекомендуемая форма арбитражного соглашения для включения в договор в раздел "разрешение споров":
"Все споры по настоящему договору передаются по выбору истца на разрешение единоличному судье в открытом режиме в государственный суд или в Арбитражный третейский суд г. Москвы (юр. адрес: г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, к. 1) в соответствии с его Регламентом. Стороны ознакомились с Регламентом. Назначение судьи доверяется председателю третейского суда. Решение третейского суда окончательно. Исполнительный лист выдается по месту третейского разбирательства".
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" одной из задач Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) является осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц.
Нагрузка на Федеральную службу судебных приставов в части исполнения актов судебных и иных органов характеризуется устойчивым ростом на протяжении последних десяти лет. Не стал исключением и 2016 года. Так, в 2016 году общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении, составило 80 898 975, что на 13,6% превышает данный показатель за 2015 год (71 220 272 производств в 2015 году).
Из указанного общего количества исполнительных производств в 2016 году 40,9% (33 139 214) производств были возбуждены на основании судебных актов. Для сравнения: в 2015 году производства, возбужденные на основании судебных актов, составили 45,8% от общего числа исполнительных производств, находившихся на исполнении, в 2014 - 47,7%, в 2013 - 48,2%, в 2012 - 50,9%, в 2011 - 55,6%. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа исполнительных документом, исходящих от иных органов, нежели суды.
В 2016 году фактическим исполнением окончено 38,4% исполнительных производств (31 111 013) от общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении в указанный период. В целом, данный показатель сохраняется примерно на одном уровне на протяжении последних лет, и в 2015 году составлял - 35,9%, в 2014 году - 37,9%, в 2013 году - 38,5%.
Фактическим исполнением окончено 27,9% исполнительных производств по судебным актам в 2016 году, 27,6% - в 2015 году, 30% - в 2014 году, 29,5% - в 2013 году. Таким образом, в среднем исполняется около 30% судебных актов, исполнительные документы по которым поступают в службу судебных приставов.
Вследствие увеличения общего количества исполнительных производств общая сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, характеризуется устойчивым ростом: в 2016 году она составляла 9 030 543 784 тыс. руб., что на 24,6% больше, чем в 2015 году (7 245 157 610 тыс. руб.).
Таким образом, если сопоставить общую сумму, подлежащую взысканию по исполнительным производствам, находившимся на исполнении в 2016 году, с доходами бюджета Российской Федерации на 2016 год (13 трлн. руб.*(1)), то она составит около 70% (в 2015 году составляла около 50%).
При этом от общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным производствам, на взыскание по судебным актам в 2016 году приходится 8 020 824 263 тыс. руб., что составляет 88,8%. Данный показатель незначительно отличается от 2015 года (88,2%). В предыдущие годы наблюдалась тенденция увеличения объема сумм, подлежащих взысканию по исполнительным производствам, приходящихся на судебные акты: 85,2% - в 2014 году, 84% - в 2013 году, 81,5% - в 2012 году, 76,7% - в 2011 году. Приведенные показатели свидетельствуют о стойкой тенденции увеличения размера присуждаемых (взыскиваемых) решениями суда сумм в сравнении с суммами, подлежащими взысканию на основании решений иных органов и должностных лиц.
В 2016 году сумма по оконченным и прекращенным в отчетном периоде исполнительным производствам, взысканная судебными приставами-исполнителями (фактическая взысканная сумма), составила 440 201 826 тыс. руб., что составляет 4,9% от общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным производствам (9 030 543 784 тыс. руб.). При этом 50% от взысканной судебными приставами-исполнителями суммы было добровольно перечислено должниками (220 835 040 тыс. руб.).
Для сравнения: в 2015 году сумма по оконченным и прекращенным в отчетном периоде исполнительным производствам, взысканная судебными приставами-исполнителями, составила 350 871 286 тыс. руб. - 4,8% от общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным производствам (7 245 157 610 тыс. руб.). При этом добровольно перечислено должниками было 47,6% от взысканной судебными приставами-исполнителями суммы (220 835 040 тыс. руб.).
Фактическая взысканная сумма по судебным актам составила в 2016 году 72,5% от общей фактически взысканной суммы и 4% от общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов. В 2015 году данный показатель составлял 74,6% и 4% соответственно.
Таким образом, в краткосрочной ретроспективе анализ статистических показателей деятельности Федеральной службы судебных приставов позволяет сделать вывод об относительной стабильности показателей ее деятельности в части взыскания средств по исполнительным производствам, в том числе по исполнению судебных актов, несмотря на устойчивый рост числа исполнительных производств.
* При подготовке материала использованы статистические данные о работе ФССП, представленные на официальном сайте http://fssprus.ru/statistics/.
Аналитический материал подготовлен отделом анализа судебной практики и проблем правоприменения Арбитражного третейского суда города Москвы.
*(1) Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Председатель |
Кравцов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Арбитражного третейского суда г. Москвы от 27 февраля 2017 г. N 624 "Исследование статистических показателей деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) за 2016 год"
Текст письма официально опубликован не был