Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 69453-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания),
внесенный Орловским областным Собранием народных депутатов
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 февраля 2017 года (протокол N 29, пункт 43) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 69453-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), внесенный Орловским областным Собранием народных депутатов.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные требования и ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту в обоснование его внесения говорится о неопределенности понятия розничной продажи алкогольной продукции в части разделения нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ понятий "розничная продажа алкогольной продукции" и "розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания".
Однако с указанными доводами авторов законопроекта нельзя в полной мере согласиться по следующим основаниям.
Прежде всего, следует отметить, что с 31 марта 2017 года согласно положениям Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ) вступит в силу новая редакция статьи 16 указанного Федерального закона. В новой редакции розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания являются различными видами деятельности, включенными в понятие "розничная продажа алкогольной продукции".
В частности, новой редакцией устанавливается, что лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (розничная продажа алкогольной продукции), выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абзац четвертый пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
При этом установлены отличия в осуществлении указанных видов деятельности, в первую очередь в способе реализации алкогольной продукции. При розничной продаже алкогольной продукции такая продукция продается или приобретается по договору розничной купли-продажи, а в случае розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания отпуск алкогольной продукции потребителю осуществляется в открытой потребительской таре или в розлив, а также алкогольная продукция реализуется при изготовлении алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, приобретаемой при оказании услуг общественного питания.
Кроме того, нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в новой редакции установлены различные требования к условиям розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В первом случае алкогольная продукция должна реализовываться только в стационарных торговых объектах, во втором - только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки) (пункты 1 - 4 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ).
Помимо введения запрета розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с 23 часов до 8 часов и предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия вводить полный запрет розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, предлагается также наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием устанавливать для организаций общественного питания требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей в случае осуществления такими организациями розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
При этом следует учитывать, что введение дополнительных ограничений, запретов и требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим приносящую доход коммерческую деятельность по оказанию услуг в сфере общественного питания, может создать препятствия для развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Комитетом обращается внимание, что ранее Орловским областным Советом народных депутатов в Государственную Думу вносился проект федерального закона N 815095-6, по своему содержанию предполагающий внесение аналогичного изменения в части установления запрета розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Указанный законопроект не был поддержан Правительством Российской Федерации (официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 9046п-П11). При этом отмечалось, что поскольку Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ не содержит разграничения розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 16 указанного Федерального закона, распространяются, в том числе, на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания.
Вместе с тем, следует учитывать, что в дальнейшем был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ, положения которого более детально и всеобъемлюще регулируют рассматриваемую сферу правоотношений.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемого изменения нецелесообразным и не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 69453-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.