Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 87874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 87874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования в сфере аккредитации с учетом анализа сложившейся практики правоприменения, а также приведение отдельных положений законодательства Российской Федерации в национальной системе аккредитации в соответствие с требованиями международных организаций по аккредитации с целью обеспечения международного признания российской системы аккредитации.
Законопроект подготовлен в форме внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации, а именно: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон), "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Законопроектом предлагается расширить полномочия должностных лиц национального органа по аккредитации (далее - должностные лица) при проведении мероприятий по оценке соответствия заявителя или аккредитованного лица. В частности, должностные лица наделяются правом на территории, используемой заявителем или аккредитованным лицом, беспрепятственно получать доступ к оборудованию, веществам и материалам, использовать средства аудио-, фото- и видеофиксации и иные технические средства, знакомиться с документами, подтверждающими соответствие заявителя или аккредитованного лица критериям аккредитации, проводить оценку навыков работников заявителя или аккредитованного лица выполнения работ в соответствии с системой менеджмента качества.
Также проектируемым пунктом 6 статьи 8 Федерального закона устанавливается, что мероприятия по оценке соответствия заявителя или аккредитованного лица критериям аккредитации по месту осуществления ими деятельности, проводимые должностными лицами, будут определяться национальным органом по аккредитации на основании утвержденной им методики составления программы выездной оценки соответствия заявителя или аккредитованного лица критериям аккредитации.
Согласно абзацу 7 пункта 14 статьи 1 законопроекта расширяется перечень оснований, по которым осуществляется прекращение действия аккредитации, в том числе в случае привлечения аккредитованного лица к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица, проводящего мероприятия по федеральному государственному контролю за деятельностью аккредитованного лица, повлекшее невозможность проведения или завершения выездной проверки.
По мнению Комитета, установление вышеуказанных норм позволит обеспечить достоверную оценку компетентности заявителей и аккредитованных лиц, а также своевременно выявить несоответствия или нарушения в их деятельности.
Законопроектом также устанавливается право аккредитованного лица актуализировать свою область аккредитации в связи с изменением документов, изданием новых редакций или принятием новых документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо осуществляет свою деятельность, если указанные изменения не связаны с установлением новых требований к компетенции аккредитованного лица.
Более того, в рамках уточнения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц, законопроектом представляется возможность аккредитованному лицу пройти процедуру актуализации области аккредитации вместе с прохождением процедуры подтверждения компетентности, предусматривающей документарную оценку соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
Комитет считает, что законодательное закрепление данного положения приведет к упрощению осуществления административных процедур и снижению финансовых издержек аккредитованных лиц.
Также проектом федерального закона устанавливаются основания прекращения действия аттестата эксперта по аккредитации, исключения технического эксперта из реестра технических экспертов не только за предоставление ими заведомо ложной информации, как установлено действующим Федеральным законом, но и за предоставление недостоверной информации, содержащейся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона срок приостановления действия аккредитации не может превышать три месяца со дня принятия национальным органом по аккредитации такого решения. Законопроектом предусматривается увеличение этого срока до шести месяцев. Также предлагается увеличить с двадцати до сорока рабочих дней срок устранения аккредитованным лицом несоответствий, обнаруженных в результате выездной оценке соответствия.
Помимо этого, для исключения рисков осуществления недобросовестными лицами деятельности по выполнению работ или услуг в области обязательного подтверждения соответствия, а также в целях недопущения введения в заблуждение пользователей данных услуг законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "О рекламе", устанавливающее запрет рекламы работ или услуг по проведению обязательного подтверждения соответствия, исследований (испытаний) и измерений, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитованными лицами, но без указания номера записи в реестре аккредитованных лиц.
Вместе с тем, Комитет имеет следующие замечания и предложения.
Законопроектом определяется право должностных лиц проводить мероприятия по оценке соответствия заявителя или аккредитованного лица, включая проведение оценки навыков работников выполнения работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества, в том числе путем оценки наличия навыков у таких лиц при работе с оборудованием, веществами и материалами (подпункт 4 пункта 3 статьи 1). При этом в отношении процедуры проверки навыков выполнения работ делается ссылка лишь на систему менеджмента качества. Однако ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Система менеджмента качества. Требования", утвержденный Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст, такой процедуры не содержит. В этой связи представляется целесообразным определить процедуру проверки навыков работников выполнения работ в рамках разработки методики составления программы выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации.
Законопроектом не определен четкий порядок прохождения процедуры актуализации области аккредитации. Исходя из пункта 2 статьи 1 законопроекта, "актуализация области аккредитации - изменение области аккредитации, применяемое (осуществляемое) заявителем, аккредитованным лицом в связи с изменением документов, _.". При этом не представляется возможным установить каким образом изменится область аккредитации, какие мероприятия будет осуществлять экспертная группа (подпункт "б" пункта 9 статьи 1). Также законопроектом не урегулирован вопрос о порядке принятия решения по итогам прохождения процедуры актуализации области аккредитации. По мнению Комитета, положения законопроекта, в части касающейся прохождения процедуры актуализации области аккредитации, нуждаются в дополнительной доработке.
Часть 19 статьи 24 Федерального закона устанавливает перечень решений национального органа по аккредитации на основании проведения проверки акта выездной экспертизы. Законопроектом предлагается изменить одно из таких решений (подпункт "ж" пункта 16 статьи 1), а именно "_. направление перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации в случае, если выявленное несоответствие относится к установленному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, перечню несоответствий критериям аккредитации, которые при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не влекут за собой приостановление действия аккредитации". Поскольку нормативный правовой акт об утверждении вышеуказанного Перечня не разработан, представляется целесообразным в отношении данной нормы установить отложенный срок вступления в силу.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 87874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.