Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на усиление мер по пресечению нелегального распространения и использования объектов авторских и (или) смежных прав в сети "Интернет".
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон) и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), вводящие термин "производный сайт в сети Интернет" и определяющие порядок ограничения доступа к производным сайтам от сайтов, доступ к которым ограничен на постоянной основе, на основании судебных приказов Московского городского суда, выпускаемых по обращениям правообладателей на основании принятых ранее судебных решений.
Кроме этого, законопроектом предлагается установить обязанность операторов поисковых систем удалять из поисковой выдачи сайты, доступ к которым ограничен на постоянной основе, а также к производным сайтам от сайтов, доступ к которым ограничен на постоянной основе.
Комитет Государственной Думы по культуре в целом поддерживает концепцию законопроекта. При этом по законопроекту имеются следующие замечания.
Требует уточнения определение термина "производный сайт в сети Интернет". Например, ни законопроект, ни действующее законодательство не содержит определение понятия "автоматическая синхронизация".
Следует учитывать, что сайты-"зеркала" могут использоваться как в правомерных, так и в противоправных целях. При этом противоправные цели направлены не только на неправомерное размещение информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, но и на размещение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Значительная часть сайтов-"зеркал" создается в мошеннических целях, обманным путем лишая широкий круг лиц их денежных средств и другого имущества. При этом речь может идти о суммах, значительно превышающих последствия нарушения авторских и (или) смежных прав.
Таким образом, существующая проблема шире, чем только создание дополнительных условий для защиты авторских и (или) смежных прав, и требует комплексного решения, направленного на устранение противоправного использования сайтов-"зеркал" в целом.
Законопроект предполагает расширение сферы применения приказного производства в целях упрощения процедуры принятия судебных актов об ограничении доступа к производным сайтам в сети "Интернет".
Данный процессуальный порядок является упрощенной формой рассмотрения бесспорных требований имущественного характера, в основном о взыскании денежных сумм.
Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником, и не требующие выяснения судьей каких-либо дополнительных обстоятельств. Наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
Дела, которые законопроект предлагает рассматривать в порядке приказного производства, не могут считаться бесспорными уже потому, что предлагаемое проектом определение производного сайта базируется на совокупности признаков, носящих оценочный характер. Данные признаки можно трактовать по-разному, что означает необходимость выяснить мнение обоих или нескольких участников конфликтной ситуации.
Следует учитывать, что согласно статье 129 ГПК РФ судебный приказ может быть отменен, если от должника в десятидневный срок поступили возражения относительно его исполнения. Такие возражения могут содержать только указание на несогласие должника с вынесенным судебным приказом. Таким образом, велика вероятность проделывания двойной работы, так как в случае отмены судебного приказа заявителю остается обратиться со своими требованиями в суд уже в порядке искового производства.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по культуре поддерживает принятие проекта федерального закона N 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.