Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, В.А. Третьяком, членом Совета Федерации М.Г. Кавджарадзе, а также А.М. Буратаевой, В.В. Рязанским, В.В. Гребенниковым, В.Е. Оськиной, К.Ж. Давлетовой, Е.Е. Блохиным, В.П. Войтенко, В.А. Дубовиком, М.В. Баржановой, В.Н. Ивановой, Л.В. Пепеляевой, В.Д. Горюновым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и А.А. Турчаком в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Согласно преамбуле проектируемого федерального закона им устанавливаются и определяются цели, задачи, принципы, основные направления и меры реализации государственной молодежной политики. В законопроекте также определяются субъекты осуществления указанной политики, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствующей области, устанавливаются принципы государственной молодежной политики и ее приоритетные направления.
Анализ положений законопроекта, прежде всего, предлагаемых им мер и механизмов реализации государственной молодежной политики (статья 11 и 12) показывает, что законопроект в значительной степени носит декларативный характер.
Так, например, в абзаце втором статьи 12 законопроекта устанавливается, что одним из механизмов реализации указанной политики является создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики. Однако не определяются ни порядок создания таких проектов, ни субъекты их создания. В абзаце шестом рассматриваемой статьи в качестве названного механизма определяется предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ государственных и негосударственных организаций и субъектов Российской Федерации. При этом устанавливается, что порядок предоставления субсидий определяется законодательством Российской Федерации. Используемая формулировка не дает возможности определить, в каком порядке и каким органом должен быть принят (утвержден) соответствующий порядок, что на практике приведет к отсутствию необходимого нормативного правового акта и неприменению рассматриваемых положений законопроекта.
В абзаце седьмом статьи 11 законопроекте в качестве одного из направлений осуществления мер по реализации государственной молодежной политики определена "подготовка ежегодного Доклада о положении молодежи в Российской Федерации Президенту и Правительству Российской Федерации". Вместе с тем в законопроекте отсутствуют положения, определяющие субъекта (субъектов) подготовки такого доклада и порядок, в том числе сроки, его подготовки и представления. Не содержится в законопроекте также и каких-либо положений, позволяющих определить порядок формирования при органах государственной власти и органах местного самоуправления молодежных совещательных органов, которые в соответствии с законопроектам являются участниками реализации государственной молодежной политики, равно как и определить обязательность такого формирования (статьи 1 и 3 законопроекта).
В связи с изложенным считаем, что концепция законопроекта требует дополнительного обсуждения, имея в виду отсутствие в нем необходимых правовых механизмов для реализации проектируемых мер. Полагаем, что при необходимости установления в федеральном законодательстве дополнительных мер, направленных на поддержку молодежи, соответствующие изменения следует вносить в отраслевые федеральные законодательные акты, в том числе в Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ), которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных общественных объединений.
Положения абзаца первого статьи 1 и пункта 1 статьи 2 законопроекта следует согласовать между собой в части содержания понятия "государственная молодежная политика".
В статье 1 законопроекта устанавливается, что государственная молодежная политика формируется и реализуется как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления. При этом последние указаны в статье 3 законопроекта в качестве субъектов осуществления данной политики. Вместе с тем, неясно, каким способом (посредством каких решений) и в пределах каких полномочий органы местного самоуправления будут формировать и реализовывать государственную молодежную политику.
В пункте 5 статьи 2 законопроекта под молодыми гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации понимаются выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Указанное положение необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статью 3 законопроекта следует соотнести с абзацем третьим статьи 1 законопроекта, в том числе в части субъектов, реализующих государственную молодежную политику и участвующих в ее реализации. При этом неясно, почему в законопроекте в числе участников осуществления государственной молодежной политики наряду с молодежными общественными объединениями не указаны детские объединения, участниками которых являются граждане в возрасте до 18 лет (статья 4 Федерального закона N 98-ФЗ). При этом учитывается, что соответствии с законопроектом молодежью считаются граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.
В отношении статьи 8 проекта обращаем внимание, что предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться в федеральном законе, поскольку уже установлены статьей 72 Конституции Российской Федерации. Кроме того полагаем необходимым распределить указанные в данной статье мероприятия по сферам ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, причем вопросы отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует согласовать с требованиями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статью 14 законопроекта следовало бы исключить как излишнюю, так как требование о приоритете международного договора над федеральным законом предусмотрено статьей 15 Конституции Российской Федерации.
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической и редакционной доработке, в том числе в целях приведения используемой в нем терминологии в соответствие с федеральным законодательством. Так, например, термин "неправительственные организации" (статьи 1 и 3 законопроекта) не используется в законодательстве Российской Федерации, в законопроекте определяется понятие "молодежная общественная организация" (пункт 4 статьи 2 законопроекта), тогда как в Федеральном законе N 98-ФЗ используется понятие "молодежное общественное объединение", определение понятия "орган молодежного самоуправления" (пункт 7 статьи 2 законопроекта) необходимо согласовать с терминологией Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", терминологию статьи 12 законопроекта следует привести в соответствие со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изложив содержание указанной статьи с использованием терминов "федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет".
Требуется также унификация понятий и терминов в самом законопроекте. В частности, в законопроекте используются термины "молодежные общественные объединения" (статьи 3 и 5 законопроекта) и "молодежные общественные организации" (статьи 2 и 10).
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.