Заключение Счетной палаты РФ от 17 января 2017 г. N ЗСП-2/13-02
на проект федерального закона N 43590-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 43590-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 20 декабря 2016 г. N 19).
Законопроектом, внесенным в Государственную Думу членом Совета Федерации М.А. Афанасовым, предусматриваются изменения в пункт 1 статьи 29.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 184-ФЗ) в части освобождения должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от ответственности, устанавливаемой федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации за полное или частичное неисполнение полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, а также полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, в случае если объем собственных доходов субъектов Российской Федерации ниже минимального нормативного объема расходов, необходимого для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации указанных полномочий.
Аналогичные изменения законопроектом предлагается внести в статью 70 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив основания освобождения от ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований.
Законопроектом определено, что минимальный нормативный объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, необходимый для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, а также полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (далее - минимальный нормативный объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации), и минимальный нормативный объем расходов местного бюджета, необходимый для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и иных вопросов, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (далее - минимальный нормативный объем расходов местного бюджета), будут определяться в порядке, установленном Минфином России.
Таким образом, фактически предусматривая полномочия Минфина России по регулированию порядка определения минимального нормативного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации и минимального нормативного объема расходов местного бюджета, законопроект не содержит ответа на вопрос об органе (должностном лице), уполномоченном принимать решения об освобождении от ответственности должностных лиц и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Кроме того, из законопроекта и обосновывающих материалов к нему не представляется возможным сделать вывод о предполагаемом механизме определения минимального нормативного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации и минимального нормативного объема расходов местного бюджета. В частности, о необходимости учета таких показателей, как оценка потребности регионов в финансовых средствах на исполнение расходных обязательств, обусловленных реализацией в полном объеме заданий государственных программ Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, установления коэффициентов для определения расчетного объема расходных обязательств, содержащего достаточные критерии для оценки социально-экономического состояния регионов, сопоставления уровня расходов с оценкой (по соответствующим годам) уровня собственных доходов субъекта Российской Федерации, полноты их собираемости и других.
Анализ недостижения результатов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, включая установленные государственными программами субъекта Российской Федерации показатели эффективности их реализации, предусматривает проведение объективной оценки способности консолидированных бюджетов исполнять самостоятельно расходные полномочия и выявление причин сложившийся ситуации в регионе. К данной работе должны быть привлечены также Минэкономразвития России и Минюст России.
В отношении предусматриваемых законопроектом полномочий Минфина России необходимо отметить, что по итогам проведенной им инвентаризации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления было издано постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 1505 "О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", которым утверждены Правила определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, где установлены подходы к нормированию расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С учетом изложенного Счетной палатой Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.