Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 230-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горелова Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "к" пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", частями первой и третьей статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пунктами 1 и 15 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также пунктами 15 и 29 Положения о проведении военных сборов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.Н. Горелова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Н. Горелов оспаривает конституционность:
подпункта "к" пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае прохождения военных сборов;
абзаца второго (в жалобе ошибочно указана часть 2) пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
частей первой и третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", закрепляющих периоды военной и приравненной к ней службы, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий, и положение о том, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации;
пункта 1 (в жалобе ошибочно указана статья 1) постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", содержащего перечень периодов, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе его положения о том, что в выслугу лет для назначения пенсии время пребывания на военных сборах засчитывается не ранее чем с 1 марта 1993 года; а также пункта 15 (в жалобе ошибочно указана статья 15) данного постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок исчисления пенсии в новом размере, в случае пересмотра ранее назначенной пенсии, связанного с повышением ее размера;
пункта 15 Положения о проведении военных сборов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности"), предусматривающего, что граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, а также пункта 29 данного Положения, устанавливающего, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем делаются соответствующие записи в документах воинского учета (в жалобе ошибочно указаны статьи 15 и 29 названного постановления Правительства Российской Федерации).
Как следует из представленных материалов, С.Н. Горелову, в 1993 году уволенному с военной службы по ограниченному состоянию здоровья, с октября 1993 года назначена пенсия за выслугу лет; с 1995 года он состоит на учете в части его пенсионного обеспечения в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области. Заявитель, впоследствии не поступавший на военную службу, с 6 октября 2014 года по 20 октября 2014 года был призван на военные сборы, после чего обратился за перерасчетом выслуги лет. Однако правоприменительные органы, в том числе суды общей юрисдикции, отказали ему в требованиях о зачете указанного периода в выслугу лет для перерасчета пенсии.
По мнению С.Н. Горелова, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 7 (части 1 и 2), 15 (части 1, 2 и 4), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку нарушают права граждан, уволенных с военной службы в запас и получавших на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсию за выслугу лет.
Оспариваемые положения абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", частей первой и третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, пунктов 15 и 29 Положения о проведении военных сборов были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде; к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона в деле заявителя.
Однако приложенными к жалобе С.Н. Горелова постановлениями судов общей юрисдикции не подтверждается применение положений пунктов 1 и 15 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. Следовательно, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в этой части жалоба не отвечает критерию допустимости.
2.2. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Оспариваемые С.Н. Гореловым положения статьи 18 данного Закона Российской Федерации направлены на обеспечение реализации пенсионных прав граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.
Заявитель полагает, что в период прохождения военных сборов имел статус военнослужащего, а потому данный период подлежит зачету в выслугу лет для перерасчета пенсии в соответствии с пунктом 15 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Между тем круг лиц, имеющих статус военнослужащих, приведен в статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в абзаце втором пункта 2 статьи 2 которого федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о проведении военных сборов), т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование, как основанное на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на соответствующие категории граждан, не может рассматриваться как нарушающее права лиц, призванных на военные сборы.
Разрешение же вопроса о возможности зачета в выслугу лет для перерасчета пенсии за выслугу лет периодов прохождения военных сборов после увольнения со службы не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горелова Сергея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 230-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горелова Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "к" пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", частями первой и третьей статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пунктами 1 и 15 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также пунктами 15 и 29 Положения о проведении военных сборов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)