Директива Совета Европейского Союза 96/67/ЕС от 15 октября 1996 г.
о доступе к рынку наземного обслуживания в аэропортах Сообщества*(1)
(В редакции Регламента (ЕС) 1882/2003 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 сентября 2003 г.*(2))
Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 84(2) Договора,
С учетом предложения Европейской Комиссии*(3),
С учетом заключения Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(4),
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной Статьей 189(с) Договора*(5),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В Сообществе постепенно введена общая политика по воздушным перевозкам в целях завершения формирования внутреннего рынка в соответствии со Статьей 7 Договора в качестве долгосрочного вклада в продвижение экономического и социального прогресса.
(2) Целью Статьи 59 Договора является устранение ограничений свободы предоставления услуг в Сообществе; в соответствии со Статьей 61 Договора данная цель должна быть достигнута в рамках единой транспортной политики.
(3) Указанная цель была достигнута в отношении авиатранспортного обслуживания как такового посредством Регламентов (ЕЭС) 2407/92 *(6), (ЕЭС) 2408/92 *(7) и (ЕЭС) 2409/92 *(8).
(4) Наземное обслуживание является существенным для надлежащего функционирования воздушных перевозок, а также вносит значительный вклад в эффективное использование авиатранспортной инфраструктуры.
(5) Открытие доступа на рынок наземного обслуживания позволит снизить операционные издержки авиакомпаний и повысить качество услуг, оказываемых пользователям аэропорта.
(6) В свете принципа субсидиарности важно обеспечить, чтобы доступ на рынок наземного обслуживания регулировался нормативно-правовой базой Сообщества; при этом у государств-членов ЕС должна быть возможность учитывать особый характер данного сектора.
(7) В своем сообщении от июня 1994 г. под названием "Дальнейшее развитие гражданской авиации в Европе" Европейская Комиссия заявила о намерении взять на себя до конца 1994 г. инициативу по обеспечению доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах Сообщества. Совет ЕС в резолюции от 24 октября 1994 г. о ситуации с Европейской гражданской авиацией*(9) подтвердил необходимость учета первоочередных задач, связанных с ситуацией в аэропортах при открытии рынка.
(8) Европейский Парламент в резолюции от 14 февраля 1995 г. о Европейской гражданской авиации*(10) вновь выразил озабоченность в связи с тем, что необходимо учитывать влияние доступа на рынок наземного обслуживания на условия трудоустройства и безопасности в аэропортах Сообщества.
(9) Свободный доступ к рынку наземного обслуживания совместим с эффективным функционированием аэропортов Сообщества.
(10) Свободный доступ к рынку наземного обслуживания должен быть введен постепенно и адаптирован к потребностям сектора.
(11) Что касается некоторых категорий услуг по наземному обслуживанию, доступу на рынок и самостоятельному оказанию услуг по наземному обслуживанию могут препятствовать ограничения, связанные с безопасностью, защитой, производственными мощностями и наличием свободного пространства. В этой связи необходимо иметь возможность ограничить количество уполномоченных поставщиков таких услуг по наземному обслуживанию. Необходимо иметь возможность ограничить самостоятельное оказание услуг по наземному обслуживанию. В этом случае критерии ограничения должны быть релевантными, объективными, прозрачными и недискриминационными.
(12) Если количество поставщиков услуг по наземному обслуживанию ограничено, эффективная конкуренция потребует, чтобы как минимум один из поставщиков был в конечном счете независим от органа управления аэропортом и от доминирующего перевозчика.
(13) Для надлежащего функционирования аэропортов им необходимо оставлять за собой право управления определенными объектами инфраструктуры, которые по техническим причинам, а также из соображений рентабельности или экологического воздействия сложно разделить или воспроизвести. Однако централизованное управление такими объектами инфраструктуры не должно создавать препятствия для их использования поставщиками услуг по наземному обслуживанию или пользователями аэропорта, самостоятельно оказывающими услуги по наземному обслуживанию.
(14) В некоторых случаях указанные сдерживающие факторы могут оправдывать ограничения доступа на рынок или самостоятельного оказания услуг по наземному обслуживанию в той степени, в которой такие ограничения являются релевантными, объективными, прозрачными и недискриминационными.
(15) Такие исключения должны быть сделаны для того, чтобы позволить администрациям аэропортов преодолеть или как минимум уменьшить указанные сдерживающие факторы. Такие исключения должны быть утверждены Европейской Комиссией, действующей при содействии консультативного комитета, и должны быть предоставлены на определенный период.
(16) При необходимости поддержания эффективной и справедливой конкуренции в условиях ограниченного количества поставщиков услуг по наземному обслуживанию, последние должны быть отобраны в рамках прозрачной и беспристрастной процедуры. При отборе поставщиков услуг по наземному обслуживанию необходимо консультироваться с пользователями аэропорта, поскольку они в наибольшей степени заинтересованы в качестве и стоимости требуемых услуг по наземному обслуживанию.
(17) В этой связи необходимо организовать представительство пользователей аэропорта и проведение консультаций с ними при отборе уполномоченных поставщиков услуг по наземному обслуживанию путем учреждения комитета, состоящего из их представителей.
(18) В контексте отбора поставщиков услуг по наземному обслуживанию аэропортов в некоторых обстоятельствах при определенных условиях обязательства по обслуживанию населения могут быть распространены на иные аэропорты в том же географическом регионе соответствующего государства-члена ЕС.
(19) Орган управления аэропортом также может являться поставщиком услуг по наземному обслуживанию и посредством своих решений может оказывать значительное влияние на конкуренцию между поставщиками услуг по наземному обслуживанию. В этой связи в целях поддержания справедливой конкуренции важно требовать от аэропортов ведения отдельной отчетности в отношении управления инфраструктурой и регуляторной деятельности, с одной стороны, и оказания услуг по наземному обслуживанию, с другой стороны.
(20) Аэропорт не может субсидировать свою деятельность по оказанию услуг по наземному обслуживанию из прибыли, которую он получает, выполняя обязанности администрации аэропорта.
(21) Те же требования прозрачности должны применяться ко всем поставщикам, желающим предлагать услуги по наземному обслуживанию третьим лицам.
(22) Чтобы аэропорты могли выполнять свои функции по управлению инфраструктурой и гарантировать защиту и безопасность помещений аэропорта, а также охранять окружающую среду и действующие социальные отношения, государства-члены ЕС должны иметь возможность ставить оказание услуг по наземному обслуживанию в зависимость от получения разрешения. Критерии выдачи такого разрешения должны быть объективными, прозрачными и недискриминационными.
(23) По указанным причинам государства-члены ЕС должны сохранять полномочия по разработке и обеспечению исполнения норм, необходимых для надлежащего функционирования инфраструктуры аэропорта. Такие нормы должны быть связаны с намеченной целью и на практике не должны снижать доступ на рынок или свободу самостоятельно оказывать услуги по наземному обслуживанию ниже того уровня, который предусмотрен настоящей Директивой. Нормы должны соответствовать принципам объективности, прозрачности и отсутствия дискриминации.
(24) Государства-члены ЕС должны сохранять полномочия по обеспечению надлежащего уровня социальной защиты для сотрудников предприятий, оказывающих услуги по наземному обслуживанию.
(25) Доступ к сооружениям аэропорта должен быть гарантирован поставщикам, уполномоченным оказывать услуги по наземному обслуживанию, а также пользователям аэропорта, уполномоченным самостоятельно оказывать услуги по наземному обслуживанию, в той степени, в которой это необходимо для осуществления ими своих прав и для обеспечения справедливой и подлинной конкуренции. Однако следует предусмотреть возможность взимания сбора за такой доступ.
(26) Считается обоснованным, что права, признанные настоящей Директивой, должны применяться только к поставщикам услуг по наземному обслуживанию из третьих стран и пользователям аэропорта из третьих стран на условиях строгой взаимности. При отсутствии такой взаимности государства-члены ЕС должны иметь возможность приостановить действие таких прав в отношении соответствующих поставщиков и пользователей.
(27) Механизмы, касающиеся более широкого сотрудничества в отношении использования аэропорта Гибралтара, были согласованы в Лондоне 2 декабря 1987 г. Королевством Испания и Соединенным Королевством в совместной декларации Министров иностранных дел двух стран, и такие механизмы должны вступить в действие.
(28) Настоящая Директива не затрагивает применения норм Договора. В частности, Европейская Комиссия по-прежнему будет обеспечивать соблюдение указанных норм путем осуществления при необходимости всех полномочий, предоставленных ей Статьей 90 Договора,
Принял настоящую Директиву:
Совершено в Люксембурге, 15 октября 1996 г.
За Совет ЕС
Председатель
B. Howlin
_____________________________
*(1) Council Directive 96/67/EC of 15 October 1996 on access to the groundhandling market at Community airports. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 272, 25.10.1996, стр. 36.
*(2) ОЖ N L 284, 31.10.2003, стр. 1.
*(3) ОЖ N C 142, 8.6.1995, стр. 7 и ОЖ N C 124, 27.4.1996, стр. 19.
*(4) ОЖ N C 301, 13.11.1995, стр. 28.
*(5) Заключение Европейского Парламента от 16 ноября 1995 г. (ОЖ N C 323, 4.12.1995, стр. 106), общая позиция Совета ЕС от 28 марта 1996 г. (ОЖ N C 134, 6.5.1996, стр. 30) и Решение Европейского Парламента от 16 июля 1996 г. (ОЖ N C 261, 9.9.1996).
*(6) ОЖ N L 240, 24. 8. 1992, стр. 1.
*(7) ОЖ N L 240, 24. 8. 1992, стр. 8. Текст в редакции Акта о присоединении 1994 г.
*(8) ОЖ N L 240, 24. 8. 1992, стр. 15.
*(9) ОЖ N C 309, 5. 11. 1994, стр. 2.
*(10) ОЖ N No C 56, 6. 3. 1995, стр. 28.
*(11) Решение 1999/468/EC Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающее процедуры осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия (ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23).
*(12) При условии, что указанные услуги не предоставляются службой управления воздушным движением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Совета Европейского Союза 96/67/ЕС от 15 октября 1996 г. о доступе к рынку наземного обслуживания в аэропортах Сообщества
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Переводчик - И.В. Артамонова
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном Журнале Европейских сообществ
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 272, 25.10.1996, стр. 36.