Services of trade. Services of the retail markets. General requirements
Дата введения - 1 января 2016 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2014 г. N 1719-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам розничных рынков, классификацию розничных рынков.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по Федеральному закону [1], ГОСТ Р 51303, ГОСТ Р 51304, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке: Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда. |
3.2
розничный рынок (рынок): Имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. |
3.3
универсальный рынок: Розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. |
3.4
специализированный рынок: Розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. |
3.5
сельскохозяйственный рынок: Специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. |
3.6
сельскохозяйственно-кооперативный рынок: Сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. |
3.7
управляющая рынком компания: Юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. |
3.8
торговое место: Место на рынке (в т.ч. павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. |
3.9
карточка продавца: Документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. |
3.10
паспорт безопасности: Документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности.
Примечание - Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации. |
3.11
товаропроизводитель: Зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, член такого хозяйства, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства. |
3.12
продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующее товары и оказывающее услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору. [ГОСТ Р 51303-2013, статья 11] |
3.13 администрация рынка: Аппарат управления, созданный управляющей компанией, для организации деятельности и функционирования рынка.
3.14 авторынок: Специализированный розничный рынок по продаже авто- и мототехники, бывшей в употреблении, запасных частей, сопутствующих товаров и оказанию дополнительных услуг.
3.15 строительный рынок: Специализированный розничный рынок по продаже строительных и отделочных материалов.
3.16 торговый ряд: Совокупность торговых мест, расположенных на одной линии и функционирующих только во взаимосвязи.
3.17 торговое оборудование: Оборудование, необходимое для полноценного функционирования торгового места.
3.18 торговый инвентарь: Набор необходимых приспособлений для организации работы продавца на торговом месте.
3.19 средство инструментального контроля: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного известного интервала времени [2].
3.20 лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы: Служба, контролирующая ветеринарно-санитарную и эпизоотическую обстановку на рынке.
3.21 хозяйственная зона: Площадка с твердым покрытием, специально отведенная администрацией рынка для сбора мусора и пищевых отходов, оборудованная контейнерами и навесами для хранения тары.
Примечание - Хозяйственная зона должна быть оборудована в соответствии с [3].
3.22 зона торговли с автотранспортных средств: Территория рынка, предназначенная для торговли непосредственно с автотранспортных средств (прицепов к ним) и имеющая удобные пути подъезда автотранспорта.
4 Виды розничных рынков
4.1 Розничные рынки подразделяют по следующим признакам:
- по товарной специализации (типам);
- времени функционирования;
- форме собственности.
4.2 По товарной специализации различают розничные рынки:
- продовольственные - по реализации пищевой продукции, продовольственных товаров и услуг;
- непродовольственные - по реализации непродовольственных товаров и услуг;
- универсальные - по раздельной реализации продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в специализированных торговых зонах.
Примечание - Продовольственные и непродовольственные розничные рынки могут быть специализированными и реализовывать отдельные группы товаров, в т.ч. ограниченного ассортимента: строительный, автомобильный, сельскохозяйственный рынок, рынок меда, рынок изделий народного промысла, зоорынок и т.д.
4.3 По времени функционирования различают розничные рынки:
- постоянно действующие;
- сезонные - ограниченные по времени проведения.
4.4 По форме собственности различают розничные рынки:
- муниципальные;
- частные;
- кооперативные [4].
4.5 Товарную специализацию и время функционирования розничного рынка определяют управляющие рынком компании на основании законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается создание и функционирование рынка.
5 Общие требования к услугам розничных рынков
5.1 Розничные рынки организуют в соответствии с планами, разработанными и утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъектов Российской Федерации и территории муниципальных образований, а также с учетом потребностей субъектов Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяют, исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами [1], [5].
Схема организации и функционирования розничного рынка представлена в приложении А (рисунок А.1).
5.2 Услуги розничных рынков должны отвечать требованиям:
- социального назначения;
- реализации схемы продаж производитель - потребитель;
- реализации комплексов мер по поддержке отечественного производителя;
- транспортной доступности;
- санитарно-эпидемиологического благополучия;
- безопасности в ветеринарном и ветеринарно-санитарном отношении;
- ассортиментного многообразия;
- эргономичности;
- безопасности.
5.3 Социальное назначение рынка согласно ГОСТ 51304 предусматривает, что услуги розничных рынков отвечают запросам различных групп населения в т.ч. малоимущих, проживающих на конкретной территории, в конкретном районе или в пределах транспортной доступности. Ассортимент товаров и номенклатура предлагаемых услуг розничных рынков должны реализовываться по конкурентным ценам, за счет меньших накладных расходов и сезонного характера продаж.
Требование социального назначения услуг рынка распространяется на продавцов, арендующих торговые места на розничных рынках, в части обеспечения полной прозрачности процедуры аренды торговых мест, непредвзятости и подконтрольности процедуры аренды соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Управляющая рынком компания может резервировать определенное число торговых мест (около 10%) на рынке с целью предоставления их в аренду на безвозмездной основе определенным группам лиц - инвалидам, предприятиям и организациям, с которыми заключены соответствующие договора по реализации производимой ими продукции, и товаров в рамках определенной программы.
5.4 Требование к реализации схемы продаж производитель - потребитель предусматривает отсутствие на розничных рынках, прежде всего кооперативных, системы торгово-посреднической деятельности, ведущей к удорожанию товаров и дискриминации производителей продукции, товаров. Администрация розничного рынка должна регулярно проводить контрольные и профилактические мероприятия по исключению и недопущению торгово-посреднической деятельности на рынке.
Примечание - На кооперативном рынке управляющая компания вправе заниматься закупочной деятельностью сельхозпродукции у производителя [1].
5.5 Требование к реализации комплексов мер по поддержке отечественного производителя относится к политике максимального благоприятствования по предоставлению торговых мест на розничном рынке и в первую очередь - товаропроизводителям субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен рынок, затем - производителям из других регионов Российской Федерации, затем производителям из стран - участниц Таможенного Союза, и в последнюю очередь - производителям других стран при соблюдении соответствующего законодательства Российской Федерации.
5.6 Требование транспортной доступности предполагает, что розничные рынки проектируются и располагаются с учетом наличия удобных путей подъезда и не создают транспортных проблем как для покупателей и продавцов рынка, так и для населения того района, в котором предполагается размещение рынка.
5.7 Требование санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает реализацию системы мер, направленных на создание и поддержание на рынке благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации на территории, которого расположен рынок.
5.7.1 За санитарно-эпидемиологическое состояние мест продажи, рабочих мест и ветеринарно-санитарное состояние продукции несут ответственность администрация рынка и продавцы.
5.7.2 Санитарно-эпидемиологическое благополучие товаров обеспечивают через:
- соблюдение перечня разрешенной продукции при ее реализации [6];
- соблюдение принципов товарного соседства;
- выдачу карточек продавца на рынке.
5.8 Безопасность товаров в ветеринарном (ветеринарно-санитарном) отношении контролируется лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы. Контроль за ветеринарным и ветеринарно-санитарным состоянием на рынке возлагается на соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии [1], [7].
5.8.1 Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы рынков организуется на розничном рынке в установленном законодательством порядке и находится в ведении органа исполнительной власти в области ветеринарии, отвечающего за ветеринарно-санитарный контроль в конкретном регионе [8], [9]. Лаборатория должна быть соответствующим образом укомплектована.
Примечание - На розничных рынках допускается проводить ветсанэкспертизу реализуемых пищевых продуктов силами специалистов местных государственных ветеринарных организаций по договору владельца рынка и главного ветеринарного врача района (города).
5.8.2 Ответственность за размещение, оснащенность и функционирование лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы несет администрация рынка.
5.8.3 Лаборатория должна осуществлять ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, мясопродуктов, молока, молокопродуктов, рыбы, грибов и других пищевых сельскохозяйственных продуктов, поступающих для продажи на розничный рынок, а также организацию мероприятий по предупреждению распространения заразных болезней животных через продукты, подлежащие экспертизе.
5.8.4 Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов проводится в соответствии с действующими нормативными документами, методиками, правилами и инструкциями.
Лаборатория несет ответственность за правильность проведения экспертизы, ветеринарную безопасность и доброкачественность пищевых продуктов, допускаемых к продаже на рынке, а также осуществляет контроль за соблюдением санитарных условий при продаже пищевых продуктов.
Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов для организаций и лиц, торгующих в розничных рынках, производится на возмездной основе [10].
5.8.5 Для выполнения своих задач и функций лаборатория:
- проводит осмотр и ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и других продуктов убоя всех видов сельскохозяйственных животных, мяса и жира промысловых животных, битой домашней птицы и пернатой дичи, мясных изделий, животного жира, рыбы, молока, молокопродуктов, меда и других пищевых продуктов, в том числе растительных;
- проводит в необходимых случаях отбор проб на биохимические, бактериологические и другие исследования мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и других пищевых продуктов, обязательную трихинеллоскопию свиных туш, кабанов, барсуков, медведей, нутрий и других животных, подверженных заболеванию трихинеллезом, а также частей их туш, независимо от проведенных исследований до поступления продуктов на рынок;
- организует и контролирует утилизацию или уничтожение мяса и других продуктов, признанных непригодными в пищу [11];
- проводит клеймение установленными клеймами (штампами) продуктов, признанных годными или подлежащих обезвреживанию, и выдает разрешение на продажу их на рынке;
- организует и проводит ветеринарно-просветительную работу с владельцами продукции;
- в установленном законодательством сроки направляет информацию о проведенной ветеринарно-санитарной экспертизе на рынке в вышестоящие организации и вносит необходимые предложения администрации в ведении которой находится рынок;
- участвует в комиссиях по приемке построенных объектов на рынке, предназначенных для торговли мясом, молочными и другими пищевыми продуктами [5].
При торговле на розничном рынке живым скотом и птицей специалисты лаборатории подвергают их клиническому осмотру и проверяют наличие ветеринарных документов о благополучии животных и мест их нахождения по заразным болезням. При установлении заболевания животных лаборатория направляет их в лечебное ветеринарное учреждение и принимает другие необходимые меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.8.6 Перечень товаров и услуг, запрещенных к реализации на розничном рынке, приведен в приложении Б.
5.8.7 В лаборатории должны быть документально оформлены необходимые журналы [12].
5.8.8 Специалисты лаборатории рынка несут профессиональную ответственность за ветеринарно-санитарную безопасность торгово-технологического процесса на розничном рынке. В их обязанности входит недопущение реализации недоброкачественных продуктов, а также продуктов, опасных в эпидемиологическом и эпизоотологическом отношениях.
5.8.9 Соблюдение товарного соседства предусматривает размещение (выкладку) товаров на рынке, торговом месте, складе, согласно их совместимости и классификации по видам продукции, исключающее их негативное взаимное влияние друг на друга, как в санитарно-гигиеническом, так и в эстетическом плане.
Для обеспечения товарного соседства на рынке должны быть выполнены следующие условия:
- создание на розничном рынке торговых зон, торговых рядов, объединенных общей тематикой и отвечающих эстетическим запросам покупателей и продавцов, их представлению о комфортной среде обитания;
- оформление торгового места и выкладку товаров, обеспечивающую их доступность для осмотра и ознакомления покупателями;
- организация процесса торгового обслуживания, направленную на создание максимально комфортных условий для покупателей и продавцов.
5.9 Требование ассортиментного многообразия предполагает наличие на розничном рынке максимально возможного ассортимента товаров в пределах одной товарной группы. Ассортиментное многообразие обеспечивается продавцами при поддержке администрации рынка и регулируется покупательским спросом.
Администрация должна создавать на рынке условия для свободной конкуренции, способствуя расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг.
5.10 Требование эргономичности услуг розничного рынка предполагает, что рынок в полной мере отвечает представлениям покупателей и продавцов о комфортной среде обитания по общему архитектурному замыслу, внутреннему устройству и организации торгово-технологического процесса.
5.10.1 Эргономичность услуг розничного рынка реализуется через:
- соблюдение строительных норм и правил, сводов правил, действующих в Российской Федерации, при строительстве и сдаче в эксплуатацию помещения рынка и прилегающих территорий, учитывая специфику объекта торговли и ориентируясь на запросы конечных потребителей услуги [3], [5];
- разработку и функционирование схемы рынка с учетом максимальной комфортности для продавцов и покупателей;
- соблюдение принципов товарного соседства;
- доступность, прозрачность и эстетичность торгово-технологического процесса:
а) размещение товаров на торговых местах, в соответствии с понятиями об эстетике и удобством ознакомления покупателя с ними;
б) размещение весов и вычислительной техники на торговом месте, таким образом, чтобы покупатель имел возможность свободного контроля процедуры взвешивания товаров и подсчета их окончательной стоимости;
в) применение, где это необходимо, контрольно-кассовых машин, терминалов оплаты банковскими картами.
- оказание дополнительных сопутствующих услуг на розничном рынке.
Примечание - Дополнительные услуги могут оказываться на возмездной основе, как в составе основной услуги, так и отдельно.
5.10.2 Дополнительные сопутствующих услуги включают в себя:
- прокат средств инструментального контроля, в.т.ч.# весов, гирь;
Примечание - Все весы и прочие средства инструментального контроля должны иметь государственную поверку [13], за поверку весов и средств контроля, их учет и хранение отвечает администрация рынка и продавцы в процессе эксплуатации.
- прокат товарных тележек, рохл, торгового оборудования, мерных кружек, вилок, лотков и другого инвентаря, спецодежды (фартуков, курток, нарукавников);
- профессиональный разруб мяса в соответствии с принятыми схемами разделки туш;
- взвешивание на товарных весах;
- услуги грузчиков;
- эксплуатацию рынка и прилегающих территорий (уборка помещений рынка и прилегающих территорий, вывоз мусора, в зимнее время - посыпка песком прилегающих территорий, обработка асфальтовых покрытий антигололедными реагентами, уборка снега);
- предоставление в аренду складских помещений и холодильных камер, при необходимости;
- организацию стоянки автотранспортных средств и пр.
5.11 Информативность на розничном рынке должна обеспечиваться размещением на входе (выходе) вывески, оформленной на русском языке, а при необходимости на языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании. На продовольственных рынках, в местах свободного доступа должны быть установлены контрольные весы для покупателей.
5.11.1 На доступном для обозрения месте должны быть размещены:
- схема рынка, представляющая наглядный план, содержащий информацию о размещении на рынке торговых мест, административных, складских помещений, мест общего пользования, направлений входов, выходов, автостоянок и других объектов рынка;
- стрелки-указатели, содержащие информацию о расположении торговых зон, административных и бытовых, складских помещений, входов, выходов, стоянок для автомобилей, мест расположения контрольных весов, позволяющие покупателям правильно ориентироваться на рынке, выбирая наиболее оптимальные пути перемещения;
- схема эвакуации посетителей и персонала при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в т.ч. иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;
- перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;
- информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в т.ч. о размере платы за предоставление торгового места;
- информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;
- номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;
- другая информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей [14] и правилами продажи отдельных видов товаров [15];
- номера телефонов (номера телефонов "горячей линии"), обеспечивающие связь с соответствующими контрольными (надзорными) органами, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
5.12 Услуги розничного рынка должны соответствовать требованиям безопасности для потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации [1], [7], [14], [15], [16], [17], [18].
5.12.1 Требования безопасности к услугам рынка реализуются администрацией рынка посредством:
- контроля процесса торгового обслуживания, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на территории которого находится рынок, постановлений органов местной исполнительной власти, с целью выявления фактов обмана, обвеса покупателей и принятия мер к их устранению;
- простоты и прозрачности процедуры заключения договоров на предоставление торговых мест в аренду;
- создания службы безопасности на рынке, или привлечение сотрудников охранных структур на договорной основе, в обязанности которых входит предупреждение и профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью продавцов и покупателей, а также их имуществу и имуществу рынка;
- оформления паспорта безопасности рынка [18].
6 Организация торгово-технологического процесса на розничном рынке
6.1 Торгово-технологический процесс реализации товаров и услуг на рынке включает в себя:
- завоз и приемку товаров, подготовку к оказанию услуги;
- транспортирование, складирование и хранение товаров (при необходимости);
- сортировку, фасовку, упаковку товаров (при необходимости);
- ветеринарно-санитарную экспертизу товаров;
- выкладку товаров на торговых местах, демонстрацию товаров;
- реализацию товаров и услуг;
- оказание дополнительных сопутствующих услуг, в т.ч. бытовых, транспортных и пр.
6.2 Оказание дополнительных сопутствующих услуг регламентируется соответствующими правовыми и нормативными документами для услуг конкретной группы и вида.
6.3 Торгово-технологический процесс на розничном рынке схематично представлен на рисунке 1.
6.4 За нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках предусмотрена административная ответственность согласно [19] (статья 14.34).
Рисунок 1 - Торгово-технологический процесс на розничном рынке
7 Требования к продавцам розничного рынка
7.1 Продавцы розничного рынка обязаны:
- выполнять правила торговли и внутреннего распорядка, установленные на конкретном розничном рынке;
- иметь карточку продавца;
- содержать торговое место, торговое оборудование, инвентарь в чистоте;
- предотвращать проникновение с товарами на рынок грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных;
- предохранять товары от пыли, загрязнения, порчи;
- соблюдать правила личной гигиены и гигиены рабочего места;
- проходить медицинское обследование и иметь личные медицинские книжки в соответствии с законодательством Российской Федерации (для персонала, контактирующего с пищевыми продуктами);
- соблюдать правила эксплуатации оборудования, правила охраны труда и техники безопасности.
7.2 Продавцы должны быть вежливы по отношению к покупателям, избегать конфликтных ситуаций.
7.3 В части привлечения к работе иностранных граждан администрация рынка и арендаторы должны руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации [1].
8 Контроль качества услуг розничных рынков
8.1 Администрация рынка должна проводить периодический мониторинг качества процесса торгового обслуживания, принимать участие в разрешение споров и конфликтных ситуаций на рынке в рамках своих полномочий с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
Администрация ведет прием продавцов и покупателей по всем вопросам, связанным с функционированием рынка, принимает решения о проведении мероприятий по улучшению качества процесса торгового обслуживания.
8.2 Контроль качества услуг розничных рынков может осуществляться экспертными, аналитическими, социологическими, инструментальными, органолептическими методами.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ и другими изменениями |
|
[2] |
Рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ 29-99) от 01 января 2001 г. |
|
[3] |
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утверждены постановлением Главного государственного врача РФ от 07 сентября 2001 г. N 20 с изменением N 1 СП 2.3.6.2203-07, утвержденным постановлением Роспотребнадзора от 03 мая 2007 г. N 26 |
|
[4] |
Федеральный закон от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" |
|
[5] |
Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Приложение к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. |
|
[6] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. N 297 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках |
|
[7] |
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" в редакции от 18 июля 2011 г. с последующими изменениями. |
|
[8] |
Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 05 ноября 2008 г. N 490 "Об утверждении правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии" |
|
[9] |
"Типовое положение о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на колхозном рынке". Утверждено Министерством сельского хозяйства СССР 13 июня 1985 г. |
|
[10] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 06 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг" |
|
[11] |
Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 06 мая 2008 г. N 238 "Об утверждении инструкции по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения" |
|
[12] |
Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденная Минсельхозом СССР от 03 сентября 1975 г. |
|
[13] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии" |
|
[14] |
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями |
|
[15] |
Правила продажи отдельных видов товаров и перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, с изменениями и дополнениями |
|
[16] |
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июня 1998 г. N 569, с изменениями и дополнениями |
|
[17] |
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности |
|
[18] |
Требования к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 255 |
|
[19] |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. Принят ГД ФС Российской Федерации 20 декабря 2001 г., с изменениями, статья 14.34 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56246-2014 "Услуги торговли. Услуги розничных рынков. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2014 г. N 1719-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2015 г.
Дата введения - 1 января 2016 г.