Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 марта 2017 г. N 03-12-11/2/12466
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно положениям пункта 1 статьи 246.2 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации в целях Кодекса признаются, в частности, иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
При этом согласно пункту 2 статьи 246.2 Кодекса местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:
исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации. Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах):
главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации. При этом руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации.
В свою очередь, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 246.2 Кодекса осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации, к которым, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть, само по себе не признается осуществлением управления иностранной организации в Российской Федерации.
По мнению Департамента, исходя из указанных положений Кодекса, а также соответствующей международной практики, функции, осуществляемые российской организацией как конечным акционером в отношении иностранных дочерних организаций, могут рассматриваться в качестве собственной деятельности такой российской организации, направленной на управление прямо или косвенно контролируемыми активами в ее собственных интересах при соблюдении ряда условий.
Принимая во внимание Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций от 27 июня 1995 г. (в редакции от 22 июля 2010 г.), деятельность по управлению группой и принятие управленческих решений является "деятельностью акционера" (которая, по мнению Департамента, не является управленческой деятельностью в отношении отдельных организаций), если:
- такая деятельность осуществляется исходя из нужд самих акционеров, а не исходя из потребностей дочерних организаций;
- дочерние организации никогда не привлекли бы третьих независимых лиц для оказания такого рода услуг на возмездной основе и ни в каких случаях не осуществляли бы такого рода деятельности самостоятельно;
- экономическая выгода от ведения такой деятельности может быть прослежена на уровне группы в целом, а не на уровне отдельной иностранной организации.
Таким образом, по мнению Департамента, если функции конечного акционера по управлению и внутреннему контролю за деятельностью иностранных дочерних организаций соответствуют указанным выше принципам, такие функции не должны рассматриваться в качестве руководящего управления и их осуществление на территории Российской Федерации не приводит к признанию таких иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации.
Классификация функций, осуществляемых российской организацией в рамках централизованной системы управления, планирования и внутреннего контроля в отношении деятельности иностранных дочерних организаций, может осуществляться в том числе на основании внутренних политик и локальных нормативных актов российской организации, регламентирующих выполнение таких функций.
В случаях, когда на территории Российской Федерации осуществляются как функции, поименованные в пункте 3 статьи 246.2 Кодекса, так и иные функции, не поименованные в указанном пункте, по мнению Департамента, следует руководствоваться принципом соразмерности объема каждого вида деятельности, осуществляемого в Российской Федерации, аналогичного принципу, указанному в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 246.2 Кодекса. Осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций, требующих принятия управленческих решений по вопросам текущей деятельности иностранных дочерних организаций, не может рассматриваться в качестве руководящего управления на территории Российской Федерации в случае, если такая деятельность осуществляется в объеме, существенно меньшем, чем руководящее управление, осуществляемое в ином государстве (государствах).
В случае участия в управлении процессом производства, нефтедобычи и (или) переработки, также необходимо учитывать положения пункта 4 указанной статьи, согласно которым иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности, признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных условий.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговыми резидентами России признаются, в частности, иностранные организации, местом управления которыми является наше государство, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.
Местом управления иностранной организацией признается Россия при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной компании и ее деятельности. Первое - исполнительный орган (исполнительные органы) регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из России. Второе - главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой организацией в России.
Не признается управлением реализация отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности. Речь идет в т. ч. о стратегическом планировании, бюджетировании, о внутреннем аудите, а также о принятии стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации или их существенную часть.
Реализация на территории России отдельных функций, требующих принятия управленческих решений по вопросам текущей деятельности иностранных дочерних организаций, не может рассматриваться в качестве руководящего управления в нашей стране в случае, если такая деятельность осуществляется в объеме, существенно меньшем, чем руководящее управление, осуществляемое в ином государстве (государствах).
Иностранной организацией, управление которой совершается за пределами России, признается компания, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор.
При этом иностранная организация предоставляет документальное подтверждение выполнения заданных условий.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 марта 2017 г. N 03-12-11/2/12466
Текст письма официально опубликован не был