Заключение Счетной палаты РФ от 29 августа 2016 г. N ЗСП-159/03-02
на проект федерального закона N 980348-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 980348-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 5 августа 2016 г. N 315).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой и Н.Р. Петуховой, устанавливается такой принцип государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, как недопустимость принятия законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей и социальных взносов, уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства, и тем самым ухудшающих их финансовое положение.
При этом в качестве одной из мер, которые могут предусматриваться в целях реализации государственной политики, предлагается применение порядка налогообложения, действовавшего на момент государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, в течение первых четырех лет их деятельности, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия.
Следует отметить, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются соответствующим законодательством, которое состоит из Налогового кодекса
Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, к числу которых Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не относится.
Кроме того, предлагаемый в законопроекте подход не учитывает, что с точки зрения уплаты налогов субъекты малого и среднего предпринимательства не являются какой-то самостоятельной категорией, имеющей отличный от других порядок налогообложения. Налогообложение указанных субъектов зависит от вида осуществляемой ими деятельности и выбранного режима налогообложения.
Важно отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства могут использовать в своей деятельности различные налоговые режимы и применять не только специальные налоговые режимы, но и специальные налоговые режимы наряду с общим режимом налогообложения (например, ЕНВД), а также находиться только на общем режиме налогообложения.
В этой связи установление гарантий недопустимости принятия законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, например, находящихся на общем режиме, очевидным образом приведет к неравенству в налогообложении по отношению к иным субъектам хозяйственной деятельности, находящимся на общем режиме налогообложения, что противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.