Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2017 г. N 03-07-13/1/7640
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан лома и отходов черных металлов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства-члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом лом и отходы черных# в указанный перечень не включены.
Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов ЕАЭС лома и отходов черных металлов налог на добавленную стоимость должен уплачиваться в общеустановленном порядке.
Однако Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 28 декабря 2015 г. N 309-КГ15-11310 и от 30 мая 2016 г. N 168-ПЭК16 при рассмотрении вышеуказанного вопроса указал, что на основании положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статей 3, 7, 177, 149, 150 Кодекса применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран-участниц Таможенного союза при условии освобождения от налога на добавленную стоимость оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза. В связи с этим при импорте товаров с территории государств - членов стран ЕАЭС необходимо учитывать положения не только статьи 150 Кодекса, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и статьи 149 Кодекса, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ при ввозе в Россию из страны ЕАЭС лома и отходов черных металлов НДС должен уплачиваться по ставке 18%. При этом оборот данных товаров внутри нашей страны освобожден от уплаты НДС.
По мнению Верховного Суда РФ, это противоречит нормам и принципам международных договоров и создает неравные условия на товарном рынке стран Таможенного союза.
Таким образом, по мнению Минфина России, при импорте товаров из стран ЕАЭС необходимо принимать во внимание не только перечень товаров, импорт которых в Россию не облагается НДС, но и положения НК РФ, регулирующие порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2017 г. N 03-07-13/1/7640
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 17 марта 2017 г. N 10