Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 394-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
в части восстановления традиционной формы государственной итоговой аттестации и установления дополнительных социальных гарантий обучающимся",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.Л. Бурковым, О.Н. Епифановой, О.А. Ниловым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматриваются изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), позволяющие обучающимся выбирать форму государственной итоговой аттестации, а также повышающие гарантии обучающихся. В связи с этим обращаем внимание на необходимость уточнения и дополнительной проработки текста законопроекта. Так, в части 1 проектируемой статьи 40 Федерального закона используется устаревшая терминология в отношении "образовательных учреждений"; вводимое в Федеральный закон новое понятие "выпускное испытание" не согласуется, на наш взгляд, с сутью итоговой аттестации, под которой в соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона понимается форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы; что следует понимать под "единым государственным изданием", предлагаемым к внесению в часть 8 статьи 70 Федерального закона, также остается неясным.
Новая редакция абзаца первого части 13 статьи 59 Федерального закона нуждается в уточнении, поскольку его второе предложение включает указание на образовательные программы среднего общего образования, что не учитывает содержание неизменяемых законопроектом пунктов 1 и 2 указанной части 13, уже ссылающихся на программы и, в частности, на программы основного общего образования (пункт 2 части 13 статьи 90 Федерального закона).
Следует учитывать, что часть 8 статьи 70 Федерального закона с учетом предлагаемых в нее изменений существенно ограничит отдельные образовательные организации в праве проведения дополнительных вступительных испытаний профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и поставит это право в зависимость от категории поступающих на обучение лиц, а не от особенностей профильной направленности образовательных программ.
Обращаем внимание, что расширение круга лиц, имеющих право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты, а также увеличение такой квоты (пункт 6 статьи 1 законопроекта) могут привести к ограничению прав других лиц, поступающих на обучение по вышеуказанным программам на общих основаниях.
Срок вступления в силу федерального закона с 1 января 2017 года, указанный в статье 2 законопроекта, нуждается в корректировке.
Также обращаем внимание, что средства на реализацию положений законопроекта Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.