Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 28735-7 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 28735-7 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" (далее - Конвенция), внесенный в Государственную Думу 16 ноября 2016 года Правительством Российской Федерации.
Конвенция вступила в силу 4 ноября 2003 года.
Целью Конвенции является совершенствование правового режима международных воздушных перевозок. В общем и целом модернизация касается условий осуществления авиаперевозок и повышения ответственности перевозчика.
Конвенция подробно регламентирует условия перевозки пассажиров, багажа и груза, а также определяет единые правовые нормы, регулирующие документационное обеспечение перевозки и обязанности сторон.
Нормы об ответственности перевозчика предусмотрены в главе III Конвенции. Новый режим ответственности перевозчика значительно повышает степень защиты пассажиров и улучшает условия предоставления им финансовой компенсации в связи с авиационным происшествием. Конвенция вводит двухуровневую систему ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажира: первый уровень - объективная ответственность в размере до 100 тысяч специальных прав заимствования (далее - СПЗ) независимо от вины перевозчика. Второй уровень основывается на презумпции вины перевозчика и не предусматривает ограничения ответственности. Увеличена также имущественная ответственность перевозчика за багаж пассажиров.
Согласно п. 2 ст. 33 Конвенции потерпевшим гражданам предоставляется более широкий доступ к правосудию: иск об ответственности может быть подан в одном из судов на территории государства - участника, в котором пассажир на момент происшествия имеет основное и постоянное место жительства.
При присоединении к Конвенции Российская Федерация делает оговорку относительно не применения положений Конвенции в отношении:
"а) международных воздушных перевозок, выполняемых Российской Федерацией в некоммерческих целях в связи с осуществлением ее функций и обязанностей в качестве суверенного государства;
б) перевозки лиц, груза и багажа, осуществляемой для своих военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в Российской Федерации или арендованных ею, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени.".
Решение о присоединении к Конвенции должно быть принято в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктом "а" пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в связи с тем, что в нем содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Комитет по международным делам считает, что Конвенция в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать развитию системы авиационной безопасности, повышению безопасности полетов и уровня защищенности прав и интересов пассажиров.
Присоединение к Конвенции не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.