Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предполагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, которыми предусматривается введение в законодательство понятия "производный сайт в сети "Интернет", устанавливается порядок признания таких сайтов производными по заключению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (далее - Минкомсвязь России), гражданско-процессуальный порядок вынесения судебного приказа Московским городским судом и последующей блокировки таких сайтов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), а также обязанности операторов поисковых систем по прекращению выдачи сведений об указателях страниц сайтов, доступ к которым ограничен.
Поддерживая в целом концепцию законопроекта, Комитет полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Предлагаемая новым пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона формулировка понятия "производный сайт в сети "Интернет" и его содержание нуждаются в правовой и лингвистической переработке, поскольку из предложенного законопроектом понятия не ясно, о чем идет речь в формулировках "автоматическое перенаправление пользователя", так как перенаправление технически не связано с размещением "производного сайта в сети "Интернет", "созданный в результате перемещения", а процесс перемещения не является по сути публикацией ранее заблокированного контента и др. То есть предлагаемые положения содержательно не раскрывают понятие "производный сайт в сети "Интернет". Также обращаем внимание, что понятие "производный сайт в сети "Интернет" нуждается в согласовании с законодательством об интеллектуальной собственности, в частности, с понятиями переводов, иных производных произведений (обработок, экранизаций, аранжировок, инсценировок или других подобных произведений), установленных статьей 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 10.3 Федерального закона, устанавливающие обязанность оператора поисковой системы в течение 3 суток с момента получения по системе взаимодействия требования Роскомнадзора, прекратить выдачу сведений об указателях страниц сайта в сети "Интернет", доступ к которым ограничен при неправомерном и неоднократном размещении информации с нарушением авторских и (или) смежных прав. При этом обращаем внимание, что предметом правового регулирования статьи 10.3 охватываются обязанности операторов поисковой системы, распространяющих в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) прекращать выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети "Интернет", позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя и т.д. Таким образом, предметом регулирования статьи 10.3 Федерального закона вопросы защиты прав правообладателей не охватываются. В связи с этим полагаем необходимым включить положения законопроекта в части обязанностей операторов поисковых систем в статью 15.6 Федерального закона.
Следует отметить, что законопроект не содержит таких правовых оснований для выдачи заключений Минкомсвязи России по "производным сайтам в сети "Интернет", как обращение правообладателя либо его представителя, не устанавливается и самостоятельное полномочие Минкомсвязи России для выдачи таких заключений, то есть предлагаемая норма в представленной редакции требует дополнительных согласований и уточнений. Также требует проработки правовой и процессуальный статус заключения Минкомсвязи России в соотношении с институтом судебной экспертизы во всех видах судебных процессов (гражданском, административном, уголовном).
Предлагаемый законопроектом порядок выдачи Московским городским судом судебного приказа об ограничении доступа к производному сайту в сети "Интернет" на основании вступившего в законную силу решения суда о постоянном ограничении доступа к сайту в сети "Интернет" требует согласования с действующим процессуальным механизмом вынесения и отмены судебных приказов, вынесенных в отношении движимого имущества должников, установленным главой 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.