Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2016 г. N 44-АПГ16-53
По-видимому допущена опечатка. Дату апелляционного определения следует читать как "8 февраля 2017 г."
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2015 года N 1139-п, по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 26 сентября 2016 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2015 года N 1139-п, опубликованным 28 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также 12 января 2016 года в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 51, часть 2, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Территориальная программа).
В разделе VI Территориальной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой за счёт средств краевого бюджета, в том числе:
- нормативы объёма медицинской помощи в амбулаторных условиях - 0,5 посещения на 1 жителя (строка 3.2 таблицы 1);
- нормативы объёма медицинской помощи в стационарных условиях - 0,018 случай госпитализации на 1 жителя (строка 7.2 таблицы 1);
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 1 обращение жителя по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях с учётом этапов оказания медицинской помощи 854,41 рубля (строка 4.2 таблицы 2);
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в стационарных условиях на 1 жителя - 36685,37 рубля (строка 7.2 таблицы 2);
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях на 1 жителя - 1215,78 рубля (строка 10 таблицы 2);
- средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные программой (за исключением расходов федерального бюджета), в размере - 11991,08 рубля, в том числе за счёт средств бюджета края - 2776,72 рубля (абзац третий раздела VI).
Прокурор Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими приведённых выше норм регионального нормативного правового акта ввиду установления оспариваемыми нормативами объёма медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, а также подушевого норматива финансирования в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1382 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Пермского края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Пермского краевого суда от 26 сентября 2016 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительства Пермского края ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Правительство Пермского края извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а дополнительные виды и дополнительные объёмы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи могут быть предусмотрены Территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъект Российской Федерации должен учитывать наряду с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объёма медицинской помощи и её финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вместе с тем, принимая во внимание, что базовая программа обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), являющаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании обязательной частью Федеральной программы, действует на всей территории России и гарантирует объём медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо на всей территории Российской Федерации при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой ОМС в объёме, определённом этой программой, Территориальная программа обязательного медицинского страхования, минимальные требования к содержанию которой предопределяет названная выше базовая программа, также должна гарантировать объём медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закреплённого в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объёмов медицинской помощи, поскольку в данном случае речь идёт о праве лица не просто на бесплатную медицинскую помощь неопределённого объёма, а на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС.
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
В разделе VI Федеральной программы установлены средние нормативы объёма медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам её оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объёма в расчёте на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой (абзац первый).
В абзаце двенадцатом этого же раздела предусмотрено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объёмов медицинской помощи по видам, условиям и формам её оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи на 1 жителя с учётом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.
Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объёма медицинской помощи, финансируемых за счёт субъекта Российской Федерации, отличных от средних нормативов объёма медицинской помощи, установленных Федеральной программой, исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учётом перечисленных выше объективных обстоятельств.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения о нормативах объёма медицинской помощи Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, правильно констатировал, что Правительством Пермского края названные нормативы, определены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Доказательств применения субъектом Российской Федерации при определении этих нормативов уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей региона не представлено. Министерством здравоохранения Российской Федерации для Пермского края понижающий коэффициент к средним нормативам объёма медицинской помощи, установленным Федеральной программой, также не был рекомендован.
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал нормативы, указанные в строках 3.2 и 7.2 таблицы 1 раздела VI Территориальной программы, недействующими.
Является верным заключение суда первой инстанции о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений раздела VI Территориальной программы о средних нормативах финансовых затрат и подушевых нормативов, поскольку их размер существенно ниже, чем размер средних нормативов финансирования, из которых Федеральной программой предписано субъектам Российской Федерации исчислять названные нормативы (абзац одиннадцатый раздела VII Федеральной программы).
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, является необоснованной, оснований для отмены решения не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2016 г. N 44-АПГ16-53
Текст определения официально опубликован не был