Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. N 87-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению заместителя прокурора Костромской области
о признании недействующими отдельных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2016 год, утверждённой постановлением администрации Костромской области от 25 декабря 2015 г. N 483-а,
по апелляционной жалобе администрации Костромской области
на решение Костромского областного суда от 30 сентября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Костромской области от 25 декабря 2015 г. N 483-а, опубликованным 28 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru сайте, утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2016 год (далее - Территориальная программа).
В главе 7 Территориальной программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения (пункт 38) и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи (пункт 37), оплачиваемых за счёт средств областного бюджете в том числе:
- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 287,1 руб. (абзац четвёртый);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров Костромской области - 990,8 руб. (абзац пятый);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 8526,9 руб. (абзац седьмой);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделения), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - 60979,8 руб. (абзац восьмой);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделения), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), - 722,8 руб. (абзац десятый).
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчёте на 1 человека в год (без учёта расходов федерального бюджета) и составляют на 2016 год - 1886,5 руб. (1878,9 руб. на 1 застрахованного жителя) за счёт средств консолидированного бюджета.
Заместитель прокурора Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими приведённых выше норм регионального нормативного правового акта ввиду установления оспариваемыми нормативами финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, а также подушевого норматива финансирования в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1382 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Костромской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Костромского областного суда от 30 сентября 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрации Костромской области ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности её доводов, об оставлении решения суда баз изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Администрация Костромской области извещена надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции её представитель не явился.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного Закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а дополнительные виды и дополнительные объёмы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи могут быть предусмотрены территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъект Российской Федерации должен учитывать наряду с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объёма медицинской помощи и её финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона N 323).
Вместе с тем, принимая во внимание, что базовая программа обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), являющаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании обязательной частью Федеральной программы, действует на всей территории России и гарантирует объём медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо на всей территории Российской Федерации при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой ОМС в объёме, определённом этой программой, территориальная программа обязательного медицинского страхования, минимальные требования к содержанию которой предопределяет названная выше базовая программа, также должна гарантировать объём медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закреплённого в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объёмов медицинской помощи, поскольку в данном случае речь идёт о праве лица не просто на бесплатную медицинскую помощь неопределённого объёма, а на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС.
Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
В разделе VII Федеральной программы установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2016 год.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения о нормативах объёма медицинской помощи Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, правильно констатировал, что администрацией Костромской области нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, финансируемой из регионального бюджета на 1 жителя Костромской области, определены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Данное обстоятельство с учётом приведённого выше федерального законодательства является основанием для признания этих правовых региональных предписаний недействующими.
Заключение суда первой инстанции о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений раздела VII Территориальной программы является правильным, поскольку нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования существенно ниже, чем размер средних нормативов финансирования, из которых Федеральной программой предписано субъектам Российской Федерации исчислять названные нормативы.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, является необоснованной, оснований для отмены решения не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Костромского областного суда от 30 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. N 87-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был