Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 308-КГ16-17829
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В.,
изучив с материалами истребованного дела жалобу закрытого акционерного общества "Шамбала" (г. Краснодар) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 по делу N А32-47881/2015 Арбитражного суда Краснодарского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Шамбала" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным бездействия в переоформлении разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити", обязании переоформить и выдать закрытому акционерному обществу "Шамбала" разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" с учетом дополнительного объекта "Игорно-гостиничный комплекс (Казино)", назначение: нежилое, площадь: общая 18 038,5 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, Шабельское сельское поселение, северо-восточная часть кадастрового квартала 23:36:0101000 в игорной зоне "Азов-Сити", кадастровый номер 23:36:010100:944, установил:
как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кубаньнефть-проект" (арендатор) заключен Договор аренды N 5 (далее - Договор) находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка с целью реализации инвестиционного проекта в игорной зоне "Азов-Сити", в соответствии с которым земельный участок предоставляется арендатору с целью реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания согласно заключенному между сторонами соглашению о реализации Инвестиционного проекта, являющемуся приложением N 1 к Договору.
Во исполнение условий указанного Договора между Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "Кубаньнефть-проект" (инвестор) заключено Соглашение о реализации инвестиционного проекта (инвестиционного контракта), согласно которому инвестор обязуется осуществить финансирование строительства комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания, обеспечить его строительство, включая проектно-изыскательские работы, в сроки и на условиях, определенных инвестиционным контрактом.
25.11.2009 между обществом с ограниченной ответственностью "Кубаньнефть-проект" и обществом с ограниченной ответственностью "Парк-Сити" заключен Договор уступки права аренды земельного участка N 1, согласно которому общество с ограниченной ответственностью "Кубаньнефть-проект" передает обществу с ограниченной ответственностью "Парк-Сити" все права и обязанности, предусмотренные Договором аренды N 5.
На основании Договора уступки права аренды земельного участка от 07.02.2012, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Парк Сити" и закрытым акционерным обществом "Шамбала", права и обязанности по Договору аренды N 5 переданы закрытому акционерному обществу "Шамбала" (далее - ЗАО "Шамбала", заявитель).
ЗАО "Шамбала" выдано разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" от 14.10.2013 N 03-2.
Таким образом, на ЗАО "Шамбала" была возложена обязанность по строительству инвестиционного объекта площадью не менее 5 000 кв. м. Свои обязательства ЗАО "Шамбала" выполнило в полном объеме путем завершения строительства игорно-гостиничного комплекса, указанный объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 20.11.2015 N 23-537000-3-2015; 04.12.2015 ЗАО "Шамбала" выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект.
В связи с дополнением у ЗАО "Шамбала" адресов осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" 07.12.2015 ЗАО "Шамбала" подало заявление о выдаче (переоформлении) разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" в Департамент имущественных отношений Краснодарского края взамен действующего Разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" N 03-2, выданного 14.10.2013.
24.12.2015 ЗАО "Шамбала" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении информации по заявлению о выдаче (переоформлении) разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити", однако, информация о принятом уполномоченным органом решении по заявлению ЗАО "Шамбала" не получена.
Считая, что указанное бездействие Департамента препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016, требования заявителя удовлетворены.
Удовлетворяя требования ЗАО "Шамбала", суды руководствовались положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.05.2015 N 584 и Административным регламентом, утвержденным Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.05.2015 N 584.
Суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что ЗАО "Шамбала" подготовило и направило весь необходимый пакет документов в соответствии с Административным регламентом; при этом требования действующего законодательства заявителем были соблюдены. Так, в соответствии с требованием Федерального закона N 244-ФЗ, Налоговым Кодексом Российской Федерации игорное оборудование поставлено на налоговый учет, налог на игорный бизнес и налог на имущество регулярно уплачиваются в бюджет субъекта РФ. Кроме того, на заявителя в соответствии с Договором N 5 возложена обязанность по реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору предусмотрена ответственность, следовательно, оспариваемое бездействие Департамента препятствует выполнению обязательств по Договору.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 отменены.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции указал на то, что суды, сославшись на выполнение заявителем условий для выдачи (переоформления) разрешения и обязав заинтересованное лицо выдать соответствующее разрешение, не сослались на имеющиеся в деле доказательства предоставления заявителем Департаменту при обращении с заявлением от 07.12.2015 необходимого пакета документов. Вместе с тем пакет документов, в отношении которых судами был сделан вывод о соответствии его всем предъявляемым требованиям законодательства, не был предметом исследования и оценки судебных инстанций, так как последний отсутствует в материалах дела, следовательно, выводы судов о представлении всех документов являются ошибочными, сделанными при неправильном применении норм права.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что суды верно указали на несоответствие закону бездействия Департамента, выразившегося в отсутствии своевременного реагирования на заявление заявителя, однако в данном деле заявитель оспаривал бездействие Департамента в принятии решения о переоформлении разрешения. При этом сам заявитель при обращении за судебной защитой не представил доказательства, опровергающие основания этого бездействия департамента.
Закрытое акционерное общество "Шамбала", ссылаясь на существенное нарушение оспариваемым судебным актом его прав и законных интересов в результате неправильного толкования и применения арбитражным судом кассационной инстанции норм материального и процессуального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре судебного акта в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статья 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов жалобы закрытого акционерного общества "Шамбала" по материалам истребованного дела установлены основания для её передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В жалобе заявитель указывает на то, что в материалах дела имеются все необходимые доказательства представления в Департамент документов для переоформления разрешения, обратное Департаментом не доказано. Также заявитель указывает на неправильное распределение судом кассационной инстанции бремени доказывания, так как, по мнению заявителя, доказывание законности совершенного оспариваемого действия (бездействия) в данном случае лежит на Департаменте, который не доказал обстоятельства, послужившие основанием для бездействия в переоформлении разрешения, соответствие бездействия требованиям законодательства, наличие у него надлежащих полномочий.
Приведенные доводы жалобы закрытого акционерного общества "Шамбала" заслуживают внимания и признаются достаточным основанием для передачи названной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 308-КГ16-17829 по делу N А32-47881/2015
Текст определения официально опубликован не был