Automobile roads of general use. Technical classification
Дата введения - 8 сентября 2016 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" (Технический комитет по стандартизации ТК 42 "Автомобильные дороги")
2 Внесен Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 июля 2015 г. N 78-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения Беларусь Казахстан Киргизия Россия Таджикистан |
AM BY KZ KG RU TJ |
Минэкономики Республики Армения Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Кыргызстандарт Росстандарт Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 998-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33382-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на введенные в эксплуатацию и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает требования к их технической классификации.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенный для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для его размещения.
2.2 автомобильная дорога общего пользования: Дорога, на которую предоставляется свободный доступ всем пользователям без ограничения при соответствии транспортных средств и перевозимых грузов установленным требованиям.
2.3 классификация автомобильных дорог: Деление автомобильных дорог общего пользования на отдельные группы по классификационным признакам, характеризующим условия движения транспортного потока.
2.4 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
Примечание - Интенсивность движения может быть представлена в физических (авт/сут. авт/ч) или приведенных к легковому автомобилю единицах (ед/сут. ед/ч).
2.5 расчетная интенсивность движения: Среднегодовая суточная интенсивность движения, установленная на основе технико-экономических обоснований на последний год перспективного периода.
2.6 потребительские свойства автомобильной дороги: Совокупность транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги и услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог предприятиями дорожного и придорожного сервиса.
2.7 доступ на автомобильную дорогу: Предусмотренная проектной документацией возможность въезда транспортных средств на автомобильную дорогу с пересекаемых или примыкающих автомобильных дорог и съезда с нее на указанные дороги.
2.8 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.9 категория автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги, определяющая ее технические параметры
3 Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по их потребительским свойствам и условиям доступа на них транспортных средств делят на следующие классы:
- автомобильные магистрали;
- дороги для скоростного движения (скоростные дороги);
- обычные дороги.
В национальных стандартах или иных нормативных актах, создаваемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта, допускается отнесение отдельных групп автомобильных дорог к дополнительным классам с учетом особенностей их проектирования, реконструкции и эксплуатации.
3.1.1 К автомобильным магистралям относят автомобильные дороги, предназначенные для безопасного и бесперебойного движения транспортных потоков большой интенсивности с высокими скоростями, как правило, на дальние расстояния, доступ на которые отдельным видам транспортных средств, пешеходам и велосипедистам запрещен и приняты меры по предотвращению попадания на дорогу диких и домашних животных.
В этих целях автомобильные магистрали должны отвечать следующим требованиям:
- наличие не менее двух полос движения на проезжей части каждого направления движения;
- наличие разделительной полосы между проезжими частями встречных направлений движения (при необходимости и между полосами попутного движения), или размещение проезжей части на самостоятельном для каждого направления движения земляном полотне;
- отсутствие пересечений в одном уровне с другими транспортными коммуникациями, велосипедными и пешеходными дорожками, а также на традиционных путях миграции диких животных и прогона домашнего скота;
- обеспечение доступа на автомобильную дорогу через пересечения и примыкания в разных уровнях;
- запрещение нахождения на автомобильной дороге велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, пешеходов, а также отдельных видов транспортных средств, технические характеристики или состояние которых создают помехи для движения остальной части транспортного потока, за исключением случаев выполнения работ, связанных с ремонтом дороги или чрезвычайными ситуациями;
- ограничение доступа на дорогу автомобилей, осуществляющих перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
- ограничение частоты размещения пересечений и примыканий в разных уровнях, через которые осуществляется доступ на автомобильную дорогу.
3.1.2 К автомобильным дорогам для скоростного движения (скоростным дорогам) относят дороги, на которые возможен доступ через отдельные примыкания в одном уровне без пересечения транспортных потоков прямого направления, при условии соответствия другим требованиям, предъявляемым к автомобильным магистралям.
3.1.3 К автомобильным дорогам обычным относят автомобильные дороги, предназначенные для пропуска транспортных потоков средней и малой интенсивности по проезжей части с одной или несколькими полосами движения, при отсутствии разделительной полосы между встречными направлениями движения, доступ на которые возможен с пересечений и примыканий в разных и одном уровнях.
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги разделяют на категории:
- вновь проектируемые: в зависимости от величины расчетной интенсивности движения транспортных средств:
- эксплуатируемые: в зависимости от величины фактической интенсивности движения транспортных средств с учетом потребительских свойств автомобильной дороги и условий доступа на нее.
Категория позволяет обеспечить соответствующие потребительские свойства дороги, путем предъявления определенных технических требований:
- к параметрам геометрических элементов плана, продольного и поперечного профиля дороги;
- к типу пересечения дороги с другими транспортными и иными коммуникациями;
- к условиям доступа на автомобильную дорогу;
- к выбору технических средств организации дорожного движения;
- к условиям эксплуатации дороги.
4.2 В настоящем стандарте предусмотрено деление автомобильных дорог на следующие категории: IA, IБ, IB, II, III, IV и V.
В национальных стандартах или иных нормативных актах, создаваемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта, допускается отнесение отдельных групп автомобильных дорог к другим дополнительным категориям с учетом региональных особенностей их проектирования, реконструкции и эксплуатации.
5 Классификация автомобильных дорог
5.1 Критерии для отнесения автомобильных дорог к той или иной категории устанавливаются национальными стандартами или иными нормативными актами, разрабатываемыми в развитие настоящего межгосударственного стандарта.
5.2 Значения расчетной интенсивности движения для автомобильных дорог различных категорий с учетом их класса, а также общее количество полос движения на них устанавливаются в национальных актах технического регулирования.
5.3 Основные характеристики и параметры классификационных признаков, используемых при классификации автомобильных дорог, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги |
Категория автомобильной дороги |
Наличие центральной разделительной полосы |
Пересечения с другими транспортными коммуникациями |
Доступ на дорогу с примыканий в одном уровне |
|
Автомобильные дороги, велосипедные и пешеходные дорожки |
Железные дороги и трамвайные пути |
||||
Автомобильная магистраль |
IA |
Обязательно |
в разных уровнях |
Допускается без пересечения прямого направления движения |
|
Скоростная дорога |
IБ |
||||
Дорога обычная |
IB |
Допускается отсутствие |
допускается в одном уровне с реализацией дополнительных мер по организации движения |
в разных уровнях |
|
II |
Отсутствует |
Допускается |
|||
III |
допускается в одном уровне |
||||
IV |
допускается в одном уровне |
||||
V |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33382-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 998-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 8 сентября 2016 г.