Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Условия и порядок
выполнения работ по оценке соответствия транспортного средства требованиям настоящего стандарта
А.1 Общие условия испытаний
А.1.1 Объект испытаний
А.1.1.1 Объект испытаний должен быть в технически исправном состоянии. Регулировки агрегатов, механизмов и систем должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации (РЭ). Применяемое топливо, смазочные материалы и рабочие жидкости должны соответствовать предписаниям изготовителя. Для ТС - аккумуляторных электромобилей (далее - ТС-АЭ) заряд аккумуляторных батарей (далее - АБ) перед началом испытаний должен составлять от 75 до 90% номинальной емкости (определяют по штатному прибору).
А.1.1.2 Нагрузка объекта испытаний - частичная (водитель, оператор, измерительная аппаратура).
А.1.1.3 Режим работы систем нормализации микроклимата. Во время испытаний соответствующие системы нормализации микроклимата (отопления, вентиляции, кондиционирования) должны работать с притоком наружного воздуха и быть включены в режим максимальной эффективности (при оценке отопления - с обеспечением обзорности рабочего места водителя через зону, очищаемую стеклоочистителем, и средства непрямого обзора), а также подвижности воздуха в соответствии с 4.2.3, 4.3.3 и 4.4.3 настоящего стандарта, если иное не указано в таблице А.1. Рекомендуемое положение органов управления указывает изготовитель или определяют экспертным методом (если не указано изготовителем). Автоматический режим управления системой нормализации микроклимата (при его наличии) считается рекомендуемым, если иное не указано изготовителем.
Во всех случаях в процессе испытаний допускается изменение положения органов управления оператором для целей обеспечения более эффективной работы систем нормализации микроклимата.
А.1.1.4 Режим движения
А.1.1.4.1 Движение равномерное со скоростью (6010) км/ч - для ТС категорий и , (5010) км/ч - для ТС других категорий (кроме троллейбусов) и (4010) км/ч - для троллейбусов.
А.1.1.4.2 В коробке передач (КП) выбирается автоматический режим движения (для ТС с автоматическим управлением КП), или наивысшая передача, допускающая в соответствии с РЭ заданный режим движения (для ТС с ручным управлением КП).
А.1.2 Место проведения испытаний
В качестве места проведения испытаний используют дорогу с твердым покрытием, продольные уклоны и радиусы поворотов которой не должны оказывать влияние на заданные режимы движения, или аэроклиматическую камеру с беговыми барабанами.
В случае испытания в аэроклиматической камере нагрузка на ведущие колеса должна соответствовать режиму движения по дороге с твердым покрытием.
А.1.3 Атмосферные (климатические) условия
А.1.3.1 Температура внешней среды при проведении испытаний должна соответствовать значениям внешних температур, для которых установлены нормативные значения оценочных показателей работы соответствующих систем нормализации микроклимата с допустимым отклонением 3°С.
А.1.3.2 Скорость ветра - не более 3 м/с.
А.1.3.3 Относительная влажность воздуха: при испытаниях систем вентиляции и кондиционирования - в пределах (30 - 60)%; при испытаниях системы отопления - не нормируется.
А.1.3.4 Интенсивность солнечной радиации (суммарная): при испытаниях систем вентиляции и кондиционирования - в пределах (1000100)*(1) ; при испытаниях системы отопления - не должна вызывать дополнительное (из нагрева солнечными лучами) повышение температуры воздуха в обитаемом помещении.
А.2 Метрологическое обеспечение испытаний
А.2.1 Применяемые измерительные приборы и оборудование должны быть исправны и поверены в установленные для них сроки.
А.2.2 Допустимая погрешность средств измерений, не более:
- температуры ...............................................0,5°С;
- времени ....................................................10 с;
- скорости (подвижности)
воздуха v: до 1 м/с (включительно) ..............(0,050,05 v) м/с;
свыше 1 м/с: .........................(0,10,05v) м/с;
- интенсивности солнечной радиации ..............2%;
- относительной влажности .......................5%;
- линейных размеров .............................5 мм.
А.2.3 Места измерения температур и скорости (подвижности) воздуха, нормируемых в регламентируемых зонах или используемых для определения оценочных параметров
А.2.3.1 Зона головы водителя (сидящего пассажира): на расстоянии (70025) мм от точки R*(2) сиденья вверх по линии, параллельной плоскости спинки сиденья, установленной в конструктивное положение, указанное изготовителем, - для пассажирских*(3) сидений, не занятых в процессе испытаний; или слева и справа, на расстоянии (20010) мм от вертикальной плоскости симметрии сиденья - для сиденья водителя и сиденья пассажира в одном ряду с сиденьем водителя*(4), если оно занято оператором.
А.2.3.2 Зона пояса водителя (сидящего пассажира): на расстоянии (10010) мм от точки R вверх по линии, параллельной плоскости спинки сиденья, установленной в конструктивное положение, указанное изготовителем, - для пассажирских сидений, не занятых в процессе испытаний; или слева и справа, в вертикальных плоскостях, параллельных плоскости симметрии сиденья и касательных к боковинам сиденья, но не ближе 50 мм от элементов, ограничивающих обитаемое помещение в данной зоне, - для сиденья водителя и сиденья пассажира в одном ряду с сиденьем водителя, если оно занято оператором.
А.2.3.3 Зона ног водителя (сидящего пассажира): на расстоянии (5010) мм от поверхности пола в зоне, ограниченной двумя плоскостями, параллельными вертикальной продольной плоскости симметрии сиденья и расположенными, соответственно, на расстоянии 220 мм слева и справа от нее. Места измерений не должны находиться ближе 50 мм от элементов конструкции ТС, ограничивающих данную зону (при наличии таких элементов), а также располагаться в зоне непосредственного воздействия воздушного потока из выходного отверстия отопителя.
Количество мест измерений и места установки первичных преобразователей (датчиков) определяет оператор в зависимости от конструкции и размеров указанной зоны.
А.2.3.4 Зона ног, пояса и головы стоящего пассажира - на высоте (5010) мм, (1000100) мм и (1600100) мм от поверхности пола соответственно.
А.2.3.5 Место для отдыха (спальное место). Вдоль центральной продольной оси, на расстоянии (10010) мм над поверхностью и (10010) мм от вертикальных плоскостей, ограничивающих зону спального места по длине.
А.2.3.6 На входе в СНК - в центре входного отверстия снаружи ТС.
А.2.3.7 На выходе из СНК - в центре выходных отверстий внутри ТС, на расстоянии (105) мм от плоскости, перпендикулярной оси направления потока и касательной к элементам конструкции выходного отверстия.
А.2.3.8 Параметры в зонах, указанных в А.2.3.1 - А.2.3.4, измеряют на следующих местах водителя (пассажира) по длине ТС:
- на рабочем месте водителя и на месте пассажира (экипажа), расположенным в одном ряду с сиденьем водителя (при его наличии), - для всех категорий ТС. При наличии нескольких мест для сидения пассажиров (экипажа) в одном ряду с сидением водителя измерения проводятся для крайнего правого места;
- на крайних местах по левой и правой стороне ТС всех остальных рядов сидений - для ТС категорий и N;
- на крайних местах по левой и правой стороне ТС первого ряда сидений, следующего за рабочим местом водителя, последнего ряда сидений, а при числе рядов сидений за рабочим местом водителя более четырех - также на крайних местах ряда сидений в среднем сечении пассажирского помещения - для ТС категорий и ;
- на сиденьях, расположенных непосредственно за входными дверями;
- в зоне накопительной площадки: в центре и на расстоянии (1000100) мм от входной двери - для ТС категорий класса В и классов I и II;
- в центре каждого обитаемого помещения ТС, на высоте (1600100) мм - в пассажирском помещении ТС категорий класса В и классов I и II.
В конкретных случаях места измерений могут уточняться оператором в зависимости от особенностей конструкции обитаемого помещения ТС.
А.2.4 Места измерения температур поверхностей
А.2.4.1 В местах расположения элементов систем нормализации микроклимата, с которыми возможен контакт человека (водителя, экипажа, пассажира).
А.2.4.2 В местах нагрева поверхностей от двигателя и других агрегатов и систем ТС (определяются экспертом, проводящим испытания).
А.2.5 Места измерения относительной влажности в обитаемом помещении
А.2.5.1 В геометрическом центре горизонтального сечения каждого обитаемого помещения ТС, на высоте зоны головы водителя (пассажира) - для всех категорий ТС, кроме пассажирского помещения ТС категорий класса В и классов I и II, и на высоте (1600100) мм - в пассажирском помещении ТС категорий класса В и классов I и II.
А.3 Особенности, условия и рекомендуемая последовательность выполнения работ при оценке соответствия ТС требованиям отдельных пунктов настоящего стандарта приведены в таблице А.1.
Таблица А.1 - Рекомендуемая последовательность выполнения работ при оценке соответствия ТС требованиям настоящего стандарта
Пункт стандарта, содержащий объект оценки |
Состояние объекта, условия испытаний |
Наименование этапов работ и рекомендуемая последовательность их выполнения при оценке соответствия |
Оценка соответствия требованиям 4.1 (общие положения) | ||
4.1.1; 4.1.2 (первый абзац); 4.1.3 - 4.1.5 |
ТС на стоянке |
Экспертная оценка |
Оценка соответствия требованиям 4.2 (требования к системе отопления) | ||
ТС на стоянке |
Экспертная оценка; см. также оценку соответствия требованиям 4.3.1 (для режима отопления) |
|
Экспертная оценка или предварительные заезды (условия не нормируются)(1) |
1. Определяют положение органов управления, соответствующее условиям А.1.1.3, и внутренние поверхности (зоны) обитаемого помещения (ОП), подверженные нагреву от двигателя и других агрегатов и систем. Экспертная оценка соответствия 4.2.4 |
|
ТС на месте. Двигатель выключен (для ТС АЭ отключено питание/заряд АБ от внешнего источника), система отопления отключена, окна и (или) двери открыты. Водитель и оператор - вне ТС |
2. ОП охлаждают на стоянке, в условиях А.1.3.1 до достижения температур в контрольных зонах, близких к значению температуры внешней среды (допустимые отличия не более 5°С - для ТС категории и не более 3°С - для ТС других категорий), но не менее 1 ч |
|
Водитель в ТС. Система отопления отключена, окна и (или) двери открыты. Используются штатные средства подогрева двигателя (при наличии) |
3. Пуск двигателя, прогрев в течение 15 мин для ТС категорий и и 20 мин - для ТС категорий , и , (кроме троллейбусов и ТС-АЭ) |
|
Водитель и оператор в ТС. Режим работы системы отопления по условиям А.1.1.3. Режим движения - в соответствии с А.1.1.4. Допускается уменьшать теплопроизводительность системы отопления при достижении температуры воздуха в наиболее "холодной" контрольной зоне ОП значения 24°С |
4. Закрывают окна, двери, вентиляционные люки(2). Включают систему отопления. Через 2 мин для ТС (кроме ТС-АЭ) категорий и N и через 5 мин - для ТС-АЭ(3) и ТС других категорий (кроме троллейбусов) и 10 мин - для троллейбусов - начинают движение и отсчет контрольного времени |
|
5. По истечении контрольного времени с начала движения регистрируют значения температур в контрольных зонах (зоны головы, пояса, ног водителя). Оценивают соответствие 4.2.2, 4.2.3 (по нормативам по истечении контрольного времени с начала движения) | ||
Водитель и оператор в ТС. Режим работы системы отопления по условиям А.1.1.3. Режим движения - в соответствии с А.1.1.4. Допускается уменьшать теплопроизводительность системы отопления при достижении температуры воздуха в наиболее "холодной" контрольной зоне ОП значения 24°С |
6. Продолжают движение до установившихся температур в ОП, но не более 60 мин для ТС исполнения "У", и 90 мин для ТС исполнения УХЛ(ХЛ). Регистрируют значения установившихся температур воздуха в контрольных зонах (зоны головы, пояса, ног пассажира, спальное место), на выходе из отопителя (отопителей) и температур поверхностей. Оценивают соответствие 4.2.2, 4.2.3 (по нормативам для установившегося режима), 4.2.5, 4.2.6 |
|
7. Регистрируют расход воздуха на выходе из одного из выходных отверстий отопителя в ОП (для последующей оценки по 4.3.1) | ||
4.1.2 (второй абзац) |
Продолжение движения в режиме, соответствующем установленному в А.1.1.4 |
8. Для систем климат-контроля, имеющих дискретное регулирование температуры в ОП, орган управления, задающий температуру в ОП, последовательно перемещают в смежные положения. После 10 мин движения при каждом положении указанного органа управления проводят измерение температур в контрольных точках ОП. Оценивают соответствие 4.1.2 (второй абзац) |
4.2.9 |
ТС на стоянке. Двигатель выключен. Рекомендуется применение дистанционных методов управления и контроля за работой отопителя (без нахождения оператора внутри ТС) |
9. ТС останавливают, выключают двигатель, включают резервную (аварийную) систему отопления, орган управления теплопроизводительностью отопителя устанавливают в положение, обеспечивающее поддерживающее температуру воздуха в зонах рабочего места водителя не ниже 18°С. Начало отсчета контрольного времени. Оценивают соответствие 4.2 |
Оценка соответствия требованиям 4.3 (требования к системе вентиляции) | ||
ТС на месте. Окна, двери, вентиляционные люки закрыты. Органы управления распределением воздушных потоков - в положении, установленном при определении установившихся температур для соответствующего режима испытаний (условия не нормируются) |
1. Изменением частоты вращения вентиляторов нагнетательной установки устанавливают расход воздуха из выходного отверстия, соответствующий зарегистрированному при испытаниях соответствующей системы (отопления по 4.2.1 - 4.2.6 (этап 7 оценки соответствия требованиям 4.2), вентиляции (по условиям А.1.1.3) или кондиционирования по 4.4.3 - 4.4.5 (этап 9 оценки соответствия требованиям 4.4) |
|
2. Для установленного расхода воздуха из выходного отверстия системы нормализации микроклимата измеряют объем притока свежего воздуха через входное отверстие в систему принудительной вентиляции. Оценивают соответствие 4.3.1 | ||
Экспертная оценка или предварительные заезды |
1. Определяют положение органов управления, соответствующее условиям А.1.1.3, и внутренние поверхности (зоны) ОП, подверженные нагреву от двигателя и других агрегатов и систем. Оценивают соответствие ТС требованиям 4.3.3 |
|
ТС на месте. Двигатель выключен, СНК отключена, окна и (или) двери закрыты. Водитель и оператор - вне ТС |
2. ТС выдерживают в условиях А.1.3 не менее 1 ч или до достижения значений температур в контрольных зонах ОП, превышающих температуру внешней среды в 1,5 раза |
|
Водитель и оператор в ТС. Система включена по условиям А.1.1.3 |
3. Пуск двигателя. Включают систему вентиляции. Через 1 мин для ТС категорий и N и через 2 мин - для ТС других категорий закрывают двери, начинают движение и отсчет контрольного времени |
|
ТС в движении |
4. По истечении контрольного времени с начала движения регистрируют значения температур в контрольных зонах (зоны головы водителя и пассажиров). Оценивают соответствие 4.3.2 |
|
5. Продолжают движение до установившихся температур в ОП, но не более 60 мин | ||
6. Регистрируют значения установившихся температур воздуха на входе и выходе из системы принудительной вентиляции. Оценивают соответствие 4.3.4 | ||
ТС в движении |
7. Регистрируют температуры поверхностей (зон) ОП нагреваемых от двигателя и других агрегатов и систем. Оценивают соответствие 4.2.8 |
|
Оценка соответствия требованиям 4.4 (требования к системе кондиционирования) | ||
См. оценку соответствия 4.3.1 (для режима вентиляции) |
См. оценку соответствия 4.3.1 (для режима вентиляции) |
|
4.4.2 (кроме последнего абзаца) |
ТС на стоянке |
Экспертная оценка |
4.4.2 (последний абзац), 4.4.3 - 4.4.6 |
Экспертная оценка или предварительные заезды |
1. Определяют положение органов управления, соответствующее условиям п. А.1.1.3. и внутренние поверхности (зоны) ОП, подверженные охлаждению при работе системы кондиционирования |
ТС на месте. Двигатель выключен, СНК отключена, окна и (или) двери закрыты. Водитель и оператор - вне ТС |
2. ТС выдерживают в условиях А.1.3 не менее 1 ч или до достижения значений температур в контрольных зонах ОП, превышающих температуру внешней среды не менее чем в 1,5 раза |
|
Водитель и оператор в ТС. Система кондиционирования включена по условиям А.1.1.3 |
3. Пуск двигателя. Включают систему кондиционирования. Через 1 мин для ТС категорий и N и 2 мин - для ТС других категорий закрывают окна, двери, вентиляционные люки, начинают движение и отсчет контрольного времени |
|
ТС в движении. Допускается снижать производительность системы кондиционирования при достижении температуры воздуха в наиболее "теплой" контрольной зоне ОП значения 22°С |
4. По истечении контрольного времени с начала движения регистрируют значения температур в контрольных зонах (зоны головы водителя и пассажиров). Оценивают соответствие 4.4.3 |
|
5. Продолжают движение до установившихся температур в ОП, но не более 60 мин. Оценивают соответствие 4.4.2 (последний абзац) - для ТС категорий и классов В и III | ||
6. Регистрируют значение относительной влажности воздуха в ОП. Оценивают соответствие 4.4.4 | ||
7. Регистрируют температуры поверхностей (зон) ОП, подверженные охлаждению при работе системы кондиционирования. Оценивают соответствие 4.4.5 | ||
8. Регистрируют значения установившихся температур воздуха на входе и выходе из системы кондиционирования. Оценивают соответствие 4.4.6 | ||
9. Регистрируют расход воздуха на выходе из одного из выходных отверстий системы кондиционирования в ОП (для оценки соответствия 4.3.1 в режиме кондиционирования) | ||
Экспертиза технической документации (декларации изготовителя, технического описания, маркировок ТС и др.) |
Оценивают принадлежность применяемого типа хладагента к веществам, не разрушающим озоновый слой, в соответствии с [3] |
|
(1) Допускается отклонение фактических атмосферных (климатических) условий от указанных в А.1.3. Возможность выполнения работы при фактических условиях определяет эксперт. (2) Здесь и далее у и закрывающимся в казанное требование не относится к средствам естественной вентиляции, открывающимся автоматически. (3) Если конструкция системы отопления и РЭ допускают режим предварительного прогрева обитаемого помещения до начала движения ТС-АЭ. Если такой режим не предусмотрен, включение системы отопления производят в соответствии с РЭ. а отсчет контрольного времени начинают через 2 мин после начала движения. (4) Особенности оценки соответствия указанному требованию приведены в А.4. |
А.4 Особенности оценки соответствия 4.3.1
А.4.1 При использовании метода оценки соответствия 4.3.1, приведенного в таблице А.1, допускается предварительное определение соотношения между расходами на входе в систему принудительной вентиляции и выходе из соответствующего выходного отверстия обитаемого помещения (в табличном или аналитическом виде) для характерных угловых частот вращения вентиляторов нагнетательной установки (минимальной, максимальной и 1 - 2 промежуточных). Искомое значение расхода наружного воздуха в этом случае определяют общеизвестными методами математической статистики (интерполяцией или экстраполяцией полученной зависимости).
А.4.2 Испытания для режима самостоятельной работы системы принудительной вентиляции проводят только в случае отсутствия в конструкции ТС средств естественной вентиляции обитаемого помещения.
А.4.3 Испытаний по оценке соответствия 4.3.1 для режима кондиционирования допускается не проводить, если расход наружного воздуха в режиме отопления превышает нормативное значение на 20% и более.
А.4.4 Допускается применение других методов, обеспечивающих получение результатов с требуемой точностью, в том числе расчетных и основанных на экспертизе технической документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.