Постановление тринадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24 мая 2007 г. N 85
"Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года"
26 октября 2007 г., 24 апреля, 30 октября 2008 г., 25 июня 2009 г., 3 июня 2010 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года" (прилагается).
2. Опубликовать областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года" в газетах "Советская Сибирь" и "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
А.А.Беспаликов |
Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
в Новосибирской области до 2010 года"
(утв. постановлением 13 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24 мая 2007 г. N 85)
25 июня 2009 г.
Постановлением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 25 июня 2009 г. N 130 в паспорт настоящей программы внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы | Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года" |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1 "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", распоряжение Губернатора Новосибирской области от 09.08.2006 N 244-р "О разработке проекта областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года" |
Основные разработчики программы |
Областное государственное учреждение "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" (далее - ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"). Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Новосибирской области (далее - Главное управление МЧС России по Новосибирской области) |
Государственный заказчик программы |
Администрация Новосибирской области |
Руководитель программы | Председатель комитета административных органов администрации Новосибирской области Брушневский В.А. |
Цель и задачи программы. Важнейшие целевые показатели |
Цель программы - обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории Новосибирской области (далее - области), в том числе повышение защиты критически важных объектов, населения и территории от угроз природного и техногенного характера, позволяющее в дальнейшем последовательно снижать риски чрезвычайных ситуаций и смягчать их последствия. Поставленная цель достигается решением следующих задач: повышение готовности к применению по предназначению находящихся на складах мобилизационного резерва средств индивидуальной защиты населения области от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями радиационного, химического и биологического характера; совершенствование и повышение эффективности системы оперативного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, создание объединенной системы оперативно-диспетчерского управления; создание необходимых условий повышения пожарной безопасности населения и территории области: - укрепление материально-технической базы Государственной противопожарной службы Новосибирской области (далее - ГПС области); - обеспечение проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях и на объектах с массовым пребыванием людей; - совершенствование организации пожаротушения в населенных пунктах, развитие сил и средств добровольной пожарной охраны и обеспечение охраны всех населенных пунктов области подразделениями пожарной охраны. Важнейшими целевыми показателями являются: снижение к 2011 году в сравнении с 2005 годом в целом количества погибших и травмированных людей, сокращение материального ущерба в чрезвычайных ситуациях, в том числе снижение количества погибших и травмированных людей при пожарах до 10% и сокращение материального ущерба от пожаров на 15-20%; обеспечение охраны 100% населенных пунктов на территории области подразделениями пожарной охраны; поддержание в состоянии готовности хранящихся на складах мобилизационного резерва средств индивидуальной защиты населения, что обеспечит в военное время сохранение жизни и здоровья тысячам людей и прежде всего детям; создание устойчивой и эффективной объединенной системы оперативно-диспетчерского управления на территории области. |
Основные этапы реализации программы |
Программа будет реализована в течение 4-х лет в 2 этапа. На первом этапе (2007-2008 годы) предусматривается: замена индивидуальных средств защиты населения с более ранними истекшими сроками хранения и требующими первоочередной замены (освежения) на складах мобилизационного резерва в гг. Новосибирск, Тогучин, Черепаново; проведение проектно-изыскательских работ по созданию корпоративной сети передачи данных и ее создание в г. Новосибирске и 17 районах области; приобретение специальной техники и специального спасательного оборудования для укомплектования подразделений ГПС области по охране городов и районов области, где имеются высотные здания и ведется высотное строительство; приобретение основной пожарной техники для обеспечения подразделений ГПС области взамен выработавшей нормативные сроки эксплуатации, на поддержание которой в исправном состоянии требуются большие материальные затраты, и пожарных прицепов для укомплектования подразделений добровольной пожарной охраны в районах области, где имеется наибольшее количество незащищенных пожарной охраной населенных пунктов; строительство пожарных депо в районах г. Новосибирска, где наиболее интенсивно ведется застройка территории и имеются незащищенные существующими подразделениями пожарной охраны микрорайоны, а также в Черепановском районе для обеспечения надежной охраны его территории подразделениями ГПС области. На втором этапе (2009-2010 годы) планируется: создание корпоративной сети передачи данных в остальных 13 районах области и замена индивидуальных средств защиты населения с истекшими сроками хранения и требующими освежения на всех складах мобилизационного резерва; обеспечить недостающей специальной техникой и специальным спасательным оборудованием все подразделения ГПС области, заменить в них основную пожарную технику, выработавшую нормативные сроки эксплуатации, и укомплектовать пожарными прицепами подразделения добровольной пожарной охраны во всех населенных пунктах районов области; завершить строительство одного и построить три пожарных депо в г. Новосибирске и одно в Купинском районе области |
Исполнители основных мероприятий |
ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, органы местного самоуправления поселений области |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
2007 год - 72,337 млн. руб., средства областного бюджета Новосибирской области 2008 год - 78,13 млн. руб., средства областного бюджета Новосибирской области 2009 год - 52,335 млн. руб., средства областного бюджета Новосибирской области 2010 год - 84,7 млн. руб., средства областного бюджета Новосибирской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
В результате выполнения мероприятий Программы будет достигнуто: повышение защищенности населения, объектов экономики и территории области от угроз природного и техногенного характера, создание необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития области; обеспечение повышения эффективности системы оперативного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, своевременного принятия решений по защите населения и территории, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); гарантированное обеспечение защиты населения области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера; обеспечение состояния готовности хранящихся на складах мобилизационного резерва средств индивидуальной защиты населения, что обеспечит в военное время сохранение жизни и здоровья тысячам людей и прежде всего детям; обеспечение необходимых условий для повышения защищенности личности и имущества людей от пожаров, в том числе: - повышение оперативного реагирования подразделений пожарной охраны на ЧС, обусловленные пожарами, и сокращение времени тушения пожаров; - обеспечение спасения людей и материальных ценностей при пожарах в высотных зданиях и на объектах с массовым пребыванием людей; - создание достаточного потенциала сил и средств пожарной охраны непосредственно в населенных пунктах области, обеспечение охраны 100% населенных пунктов подразделениями пожарной охраны к 2011 году; - к 2011 году в сравнении с 2005 годом снижение количества погибших и травмированных людей при пожарах до 10% и сокращение материального ущерба от пожаров на 15-20%. |
2. Общие положения
Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 09.08.2006 N 244-р.
Объект Программы - система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории Новосибирской области.
Предмет регулирования Программы - повышение безопасности населения и защита территории области от угроз природного и техногенного характера.
Сфера действия Программы - защита населения и экономики от чрезвычайных ситуаций.
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области обеспечения безопасности Новосибирской области, осуществление которых направлено на последовательное снижение и смягчение последствий рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что позволит снизить социальную напряженность в обществе, сохранить жизни и здоровье людей, сократить материальный ущерб.
Основанием для разработки Программы являются следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года";
Закон Новосибирской области от 14.05.2005 N 294-ОЗ "О противопожарной службе Новосибирской области и обеспечении пожарной безопасности в Новосибирской области";
постановление Губернатора Новосибирской области от 30.04.2004 N 287 "Об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления Новосибирской области".
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Анализ имеющих место на территории области чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что основными их источниками являются стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожары, техногенные аварии, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, объектов экономики, территории и в целом для устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области.
Всего в чрезвычайных ситуациях, на пожарах, на воде и в других кризисных ситуациях в области в год погибает в среднем 642 человека, прямой экономический ущерб составляет 90-110 млн. рублей.
Особую озабоченность вызывает состояние пожарной безопасности на территории области. Обстановка с пожарами, несмотря на принимаемые меры, остается сложной, не всегда предсказуемой и вызывает обоснованную тревогу.
Статистика пожаров в Новосибирской области за последние 5 лет показывает, что их количество в год сохраняется на уровне около 4719, количество погибших составляет 323 человека, травмированных - 387 человек, материальный ущерб - 87,5 млн. руб.
В 2006 году за 10 месяцев произошло 3348 пожаров, на которых погибло 237 человек и 206 получили травмы различной степени тяжести; предварительный ущерб от пожаров составил 84,46 млн. рублей, спасено на пожарах 1688 человек. Несмотря на то, что в сравнении с аналогичным периодом 2005 года имеет место снижение количества пожаров на 5,21%, по-прежнему остаются высокими гибель людей (снижение на 4,44%) и материальный ущерб (увеличение на 34,47%). Наиболее незащищенной от пожаров категорией объектов, как всегда, остается жилой сектор, на который приходится 74,4% всех пожаров.
Одним из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности является наличие подразделений пожарной охраны, оснащенных современной техникой и специальным оборудованием.
Существующий в настоящее время парк пожарной и специальной техники на протяжении последних лет должным образом не обновлялся, более 83% техники выработало нормативные сроки эксплуатации и требует замены.
Для поддержания эксплуатируемой в настоящее время техники в исправном состоянии требуются большие материальные затраты, увеличивается время простоя автомобилей в ремонте и существует высокая вероятность отказа в ее работе.
Изношенность пожарных автомобилей снижает и тактические показатели тушения пожаров, в том числе увеличивается время прибытия пожарных расчетов к местам возникновения пожаров.
Развернувшееся в г. Новосибирске высотное строительство остро поставило вопрос решения возникшей проблемы спасения людей, имущества и тушения пожаров в высотных зданиях. Для этих целей на текущий период на вооружении подразделений ГПС области имеется всего лишь два 50-ти метровых коленчатых подъемника (АКП-50), а свыше 50% имеющихся автолестниц (АЛ-30) требуют списания по срокам эксплуатации и своему техническому состоянию.
Опыт тушения пожаров на объектах с массовым пребыванием людей показывает, что не редки случаи, когда для спасения людей требуется применение специального спасательного оборудования, такого как "куб жизни", спасательные рукава, которое на обеспечении подразделений ГПС области отсутствует.
По состоянию на 2006 год на территории области подразделениями пожарной охраны охраняются от пожаров 88% населенных пунктов, неохраняемыми остаются 186 (12%) населенных пунктов.
В целях решения проблемы охраны населенных пунктов от пожаров необходимо ежегодно приобретать до 50 единиц пожарных прицепов для обеспечения создаваемых подразделений добровольной пожарной охраны и до 10 единиц пожарных автоцистерн для обновления парка основной пожарной техники в подразделениях ГПС области, что позволит в течение 4 лет обеспечить охрану 100% населенных пунктов области подразделениями пожарной охраны.
Для наращивания сил и средств по охране городских районов и размещения в центре г. Новосибирска специальной пожарной техники необходимо завершить строительство пожарного депо на 6 автомобилей в Железнодорожном районе города, в строительно-монтажные работы по которому уже вложены 11,983 млн. руб. за счет внебюджетных средств Главного управления МЧС России по Новосибирской области, для завершения строительства пожарного депо необходимы финансовые средства в размере 30 млн. руб.
Ввиду высоких темпов застройки территории г. Новосибирска и появления новых микрорайонов для обеспечения своевременного прибытия подразделений ГПС области к месту пожара необходимо построить 5 пожарных депо модульного типа в г. Новосибирске и 2 в районах области.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, вызываемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства и других объектах жизнеобеспечения населения.
В результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера только в 2005 году погибло 122 человека, пострадало 126 человек и материальный ущерб составил 22,2 млн. рублей.
Действующая система оповещения и информирования органов управления, сил, привлекаемых к спасательным работам, и населения в основном позволяет произвести оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций в установленные сроки. Однако существующая система управления в кризисных ситуациях требует повышения эффективности при выполнении мероприятий по защите населения и территории от ЧС, для решения данной проблемы необходимо создание в области корпоративной сети передачи данных с целью обеспечения связи единой дежурно-диспетчерской службы с объединенной системой оперативно-диспетчерского управления. При создании корпоративной сети передачи данных будет заключен договор с оператором связи на предоставление каналов передачи данных. Договором также будет предусмотрено техническое обслуживание оператором связи оконечного оборудования, устанавливаемого в подразделениях ГПС области. Техническое обслуживание оператором связи оборудования корпоративной сети передачи данных на договорной основе будет осуществляться в пределах сметы расходов на содержание ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" и выделения дополнительных средств областного бюджета Новосибирской области на эти цели не потребует.
Сегодня только на шести складах мобилизационного резерва (гг. Новосибирск, Черепаново, Тогучин, Татарск, Купино, Барабинск) с истекшими сроками хранения (свыше 25 лет) и требующими замены (освежения) содержится 497183 (83,2%) средств индивидуальной защиты, предназначенных для обеспечения защиты в особый период неработающего населения, детей различного возраста (в том числе и младенцев) от опасностей радиационного, химического и биологического характера.
Таким образом, в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера, пожары представляют одну из наиболее реальных угроз для стабильного социально-экономического развития Новосибирской области, а существующая система управления и оповещения, силы и средства по ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров не в полной мере соответствуют спектру задач по защите населения и территории области от угроз чрезвычайных ситуаций.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов объектов экономики и институтов общества. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий, существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, то есть решать проблему можно только программно-целевым методом.
4. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности на территории области, в том числе повышение защиты критически важных объектов, населения и территории от угроз природного и техногенного характера, позволяющих в дальнейшем последовательно снижать риски чрезвычайных ситуаций и смягчать их последствия.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
повышение готовности средств индивидуальной защиты населения области от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями радиационного, химического и биологического характера;
совершенствование и повышение эффективности системы оперативного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, создание объединенной системы оперативно-диспетчерского управления;
создание необходимых условий повышения пожарной безопасности на территории области:
- укрепление материально-технической базы ГПС области;
- обеспечение проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях и на объектах с массовым пребыванием людей;
- совершенствование организации пожаротушения в населенных пунктах, развитие сил и средств добровольной пожарной охраны и обеспечение охраны всех населенных пунктов области подразделениями пожарной охраны.
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий изложен в приложение N 1 к Программе. Мероприятия Программы разработаны по следующим приоритетным направлениям:
- повышение готовности технических средств защиты населения от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями радиационного, химического и биологического характера, данное направление включает в себя замену индивидуальных средств защиты с истекшими сроками хранения на складах мобилизационного резерва;
- развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), системы связи и оповещения, данное направление включает в себя выполнение проектно-изыскательских работ и создание корпоративной сети передачи данных, тестирование каналов связи, проведение тестовых испытаний сети центрального узла связи г. Новосибирска, в г. Бердске и в 29 районах области;
- совершенствование защищенности населения и обеспечения пожарной безопасности зданий различного назначения и территории, данное направление включает в себя мероприятия по повышению эффективности проведения спасательных работ и тушению пожаров в высотных зданиях и на объектах с массовым пребыванием людей, а также мероприятия по организации и осуществлению тушения пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, укреплению материально-технической базы подразделений ГПС области и добровольной пожарной охраны.
6. Ресурсное обеспечение
Программа реализуется за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Объемы финансирования мероприятий на 2007-2010 годы в ценах 2006 года составляют 317,502 млн. руб.
Финансирование программных мероприятий с разбивкой по годам и источникам их обеспечения представлено в приложении N 1 к Программе.
Сводные финансовые затраты и сводные затраты материально-технического обеспечения приведены в приложении N 2 и N 3 к Программе.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих основных показателей:
снижение численности погибших и пострадавших людей в чрезвычайных ситуациях и от пожаров;
снижение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и от пожаров.
В результате выполнения программных мероприятий обеспечивается:
- снижение рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала, создание условий безопасной жизнедеятельности населения Новосибирской области;
- снижение количества погибших и травмированных людей на пожарах до 10%, сокращение материальных потерь на 15 - 20%;
- охрана от пожаров 100% населенных пунктов на территории области подразделениями пожарной охраны;
- значительное повышение оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации различного характера в результате развития автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС, системы связи и оповещения;
- повышение готовности технических средств защиты населения от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, что обеспечит в особый период сохранение жизни и здоровья тысячам людей и прежде всего детям.
8. Система управления реализацией программы
Государственный заказчик Программы - администрация Новосибирской области.
Реализация мероприятий Программы возлагается на ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области.
ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в департамент экономики и планирования администрации области отчет о ходе исполнения Программы, в т.ч. в установленных табличных формах, информацию о финансировании конкретных мероприятий Программы за отчетный период и нарастающим итогом с начала реализации Программы, освоении финансовых средств и информацию о ходе реализации Программы, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о выполнении Программы.
Учет и хранение документов Программы осуществляется администрацией Новосибирской области.
Руководство реализацией и осуществление координации мероприятий Программы осуществляется первым заместителем Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области.
Основной целью принятой программы является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории Новосибирской области (далее - области), в том числе повышение защиты критически важных объектов, населения и территории от угроз природного и техногенного характера, позволяющее в дальнейшем последовательно снижать риски чрезвычайных ситуаций и смягчать их последствия.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Постановление тринадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24 мая 2007 г. N 85 "Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" от 1 июня 2007 г. N 26; в газете "Советская Сибирь" от 5 июня 2007 г. N 105-106; в "Сборнике нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов" N 3, август, 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление сорок шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 июня 2010 г. N 99
Постановление тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 25 июня 2009 г. N 130
Постановление двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 октября 2008 г. N 182
Постановление двадцать второй сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24 апреля 2008 г. N 73
Постановление семнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26 октября 2007 г. N 204