Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1028279-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(в части установления законодательных пределов осуществления прав собственника помещений, обладающего большинством голосов на общем собрании)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1028279-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный Е.Л. Николаевой, Н.В. Герасимовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить специальный порядок принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения, в случае преобладания у одного собственника помещения в таком многоквартирном доме доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В частности, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться принятым, если за него проголосовали иные собственники. В свою очередь, собственники помещений, обладающие меньшинством голосов, вправе принять решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, если собственник, обладающий большинством голосов не принял участие в таком собрании. При этом собственник, обладающий большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обжаловать в судебном порядке решение, принятое без его участия.
В этой связи Комитет считает возможным отметить, что поставленная авторами законопроекта проблема, связанная со злоупотреблением собственником, обладающим большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, своим положением и несоблюдением интересов меньшинства собственников, является актуальной, хотя и не носит массовый характер.
Однако целью общего собрания собственников помещений, которая соответствует интересам каждого собственника помещения в многоквартирном доме, является управление этим многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации). В процессе проведения общего собрания могут сталкиваться интересы его участников при определении направлений ее реализации. Одной из задач жилищного законодательства является обеспечение баланса интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24 декабря 2013 года N 1974-О указал, что действующие законоположения, связанные с определением компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядком его проведения обеспечивают необходимый баланс интересов собственников помещений с учетом требований конституционного принципа справедливости и направлены на соблюдение прав собственников помещений в многоквартирном доме. Попытка авторов законопроекта выработать механизм защиты меньшинства собственников помещений в многоквартирном доме от злоупотреблений собственника, обладающего большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, своим положением, к сожалению, не решает поставленной проблемы и нарушает баланс интересов собственников помещений в многоквартирном доме, который заложен в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Так, изменение установленного в части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка определения правомочности общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если собственник, обладающий большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, не принимает участия в нем, фактически позволяет меньшинству собственников только открыть общее собрание. Принять решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, даже если они и были включены в повестку, указанные собственники не смогут, так как не обладают количеством голосов, необходимым для принятия решений (часть 2 статьи 44, часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что по ряду решений, влияющих на процесс управления многоквартирным домом и связанных с обеспечением безопасности проживания в нем граждан, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме законодатель предусмотрел альтернативные варианты их принятия и реализации. Так, например, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления этим многоквартирным домом, орган местного самоуправления в порядке и сроки, предусмотренные в частях 4-5 статьи 161, части 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, и устанавливает размер платы за содержание жилого помещения (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Непринятие собственниками решений, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, влечет их определение органом местного самоуправления (часть 7 статьи 170, часть 9 статьи 175, части 6 и 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации). В отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении размера платы за содержание жилого помещения такой размер платы определяется органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому отказ собственника, обладающего большинством голосов, от участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме либо невозможность его участия в общем собрании, не прерывает процесс управления многоквартирным домом, надлежащего его содержания и ремонта и не нарушает права и законные интересы меньшинства собственников.
Кроме того, законопроектом не учитывается особый порядок принятия решения об управлении многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов. Согласно части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление таким многоквартирным домом осуществляется на основании договора управления, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 названного кодекса. Приведенная правовая норма носит императивный характер и не позволяет "иным собственникам", обладающим менее чем пятьюдесятью процентами голосов, изменить порядок принятия решения об управлении этим многоквартирным домом.
Положение пункта 2 статьи 1 законопроекта, согласно которому решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться принятым, если за него проголосовал не только собственник, обладающий большинством голосов, но и иные собственники, противоречит пункту 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 44, части 1 статьи 46, части 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлен принципы голосования собственников помещений в многоквартирном доме и принятия ими решений. Последствием его принятия может стать обратная ситуация, при которой "иные собственники" будут злоупотреблять своим положением, что, в свою очередь, также не приведет к обеспечению баланса интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Представляется, что на сегодняшний день у меньшинства собственников помещений в многоквартирном доме имеются достаточные механизмы защиты их прав и законных интересов, в случае, если они полагают, что собственник, обладающий большинством голосов, нарушает эти права и интересы. Одним из таких механизмов является возможность оспорить решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в судебном порядке (статья 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом решение собрания в соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть признано ничтожным, если оно противоречит основам правопорядка и нравственности. Аффилированность управляющих организаций может являться предметом для рассмотрения Федеральной антимонопольной службой вопроса о нарушении антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 1028279-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.