Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на проект федерального закона N 67151-7
"О внесении изменения в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 06 марта 2017 года (протокол N 31, пункт 70) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 67151-7 "О внесении изменения в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Данный законопроект предполагает внесение в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрсК РФ) изменения посредством дополнения ее частью 1.1, которая, по мнению авторов проектируемой нормы, позволит устранить конкуренцию норм ГрсК РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросу уточнения субъекта права по реализации полномочий местного самоуправления в области градостроитель-ной деятельности (установленные пунктами 1 - 5 и 7 части 1 ГрсК РФ) и закрепление положения о том, что в случае, если соответствующий вопрос местного значения прямо не закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, указанные полномочия реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Комитет в рамках своего ведения отмечает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос местного значения по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений, утверждению подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрсК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществлению в случаях, предусмотренных ГрсК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений отнесен к ведению муниципальных районов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, в том числе в части градостроительства.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. Предметом такого соглашения могут быть и полномочия в сфере градостроительной деятельности.
Возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности закреплена также в статье 8.2. ГрсК РФ.
Таким образом, компетенции муниципальных образований в части вопросов местного значения имеют устойчивую законодательную основу с подвижной, в рамках федерального законодательства, конструкцией.
Законодательство Российской Федерации позволяет субъектам Российской Федерации своими законами в достаточной степени регулировать процесс закрепления и перераспределения полномочий как в сфере решения вопросов местного значения различными муниципальными образованиями, так и в сфере реализации делегированных государственных полномочий, не вступая при этом в противоречие с ГрсК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (далее - Закон N 45-ЗРТ) вышеуказанный вопрос в градостроительной сфере не отнесен к вопросам местного значения сельских поселений (часть 3 статьи 15 Закона N 45-ЗРТ).
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 45-ЗРТ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 15 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 3 и 4 статьи 15, являются вопросами местного значения муниципальных районов и решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации сформированы возможности правового регулирования затронутых законопроектом вопросов.
Вместе с тем следует отметить, что Конституционным судом Российской Федерации сделан однозначный вывод о том, что в целях единообразной интерпретации правоприменителем правовая норма должна отвечать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, выводимым из конституционных принципов правового государства, верховенства закона, юридического равенства и справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 13 декабря 2001 года N 16-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 21 января 2010 года N 1-П и др).
При этом пунктами 1-5 и 7 части 1 статьи 8 ГрсК РФ соответствующими полномочиями в градостроительной сфере императивно наделены лишь органы местного самоуправления поселений, что создает определенную дискрецию во взаимосвязи норм Федерального закона N 131-ФЗ (позволяющих законами субъекта Российской Федерации регулировать процесс закрепления и перераспределения различных вопросов местного значения и соответствующих полномочий между поселениями (сельскими) и муниципальными районами) и ГрсК РФ, а также является причиной возникающих проблем у правоприменителей.
В связи с этим в целях устранения неоднозначности правоприменения в сфере реализации градостроительных полномочий местного самоуправления проектируемая норма представленного законопроекта в части ее согласования с системой действующего правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации представляется целесообразной и позволит разрешить существующую правовую коллизию в указанной сфере.
На основе вышеизложенного в части вопросов своего ведения Комитет считает возможным поддержать концепцию указанного законопроекта и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.