Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 386-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.Л. Бурковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в отдельные положения Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) "в целях закрепления принципа безвозмездного получения любого вида медицинской помощи для всех граждан Российской Федерации".
Исходя из наименования законопроекта его действие распространяется только на государственные организации, что противоречит статье 9 Федерального закона N 326-ФЗ, в соответствии с которой страхователи, страховые медицинские организации и медицинские организации могут иметь иную форму собственности и не соответствует заявленной законопроектом цели.
Проектируемые положения подпункта "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта противоречат части 2 новой редакции статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ, поскольку территориальная программа дополнительного медицинского страхования и дополнительная программа обязательного медицинского страхования финансируются не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Аналогичное замечание касается части 2 новой редакции статьи 13, части 2 статьи 35.1, части 5 статьи 36.1 Федерального закона N 326-ФЗ.
Обращаем внимание, что по тексту законопроекта используются термины "дополнительная программа обязательного медицинского страхования", "территориальная дополнительная программа обязательного медицинского страхования", "территориальная программа дополнительного медицинского страхования", "дополнительная территориальная программа обязательного медицинского страхования", которые требуют унификации.
Законопроектом предлагается установить преобладание доли государства в уставном капитале страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 7 статьи 1 законопроекта). Учитывая, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 326-ФЗ обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также, что в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование - это отношения по защите интересов физических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков, проектируемое изменение нуждается, по нашему мнению, в дополнительном обсуждении.
Положения пункта 10 статьи 1 законопроекта, по нашему мнению, являются излишними, поскольку они регулируются пунктом 2 части 2 изменяемой нормы.
Часть 1 новой статьи 35.1 Федерального закона N 326-ФЗ (пункт 11 статьи 1 законопроекта) следует привести в соответствие с подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта, поскольку в противном случае одно и то же понятие будет иметь двойное толкование. Аналогичное замечание касается и части 1 новой статьи 36.1 Федерального закона N 326-ФЗ (пункт 12 статьи 1 законопроекта).
В новых статьях 35.1 и 36.1 Федерального закона N 326-ФЗ упоминается перечень страховых случаев, который по смыслу законопроекта рассматривается в качестве дополнительного по отношению к перечню страховых случаев, утвержденному базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 35 Федерального закона N 326-ФЗ), но в проектируемых статьях он не приведен. По нашему мнению, учитывая, что финансирование названных дополнительных программ осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, соответствующие перечни должны быть приведены в проектируемых нормах.
В части 6 новой статьи 36.1 Федерального закона N 326-ФЗ упоминается реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной дополнительной программы обязательного медицинского страхования. В этой связи требует дополнительного пояснения необходимость его создания, отличие от реестра медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, порядок его формирования, ведения и последствия для медицинских организаций при исключении из него.
Частью 9 новой статьи 36.1 Федерального закона N 326-ФЗ регулируются объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, что вызывает дополнительные вопросы, поскольку в целом в новой статье рассматриваются вопросы территориальной дополнительной программы обязательного страхования.
Предлагаемая новая редакция понятия "медицинская помощь" (пункт 1 статьи 2 законопроекта), по нашему мнению, является не корректной, поскольку обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется при предоставлении медицинских услуг в рамках профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации, что и следует из определения понятия "медицинская услуга".
Пункты 4 и 5 статьи 2 законопроекта следует исключить, поскольку изменяемые нормы пункта 4 признаны утратившими силу с 1 января 2017 года, а пункта 5 - с 1 сентября 2013 года.
Проектируемое положение подпункта "а" пункта 6 статьи 2 законопроекта противоречит статье 32 Федерального закона N 323-ФЗ, в части 2 которой приведены все виды медицинской помощи и этот перечень не является открытым.
По нашему мнению, требует дополнительного пояснения предложение по ограничению финансирования специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в отличие от действующего порядка только средствами федерального бюджета (учитывая, что дополнительная программа обязательного медицинского страхования финансируется только за счет средств федерального бюджета) (пункт 7 статьи 2 законопроекта).
Учитывая текущую календарную дату, обращаем внимание на необходимость уточнения предложенной в статье 3 законопроекта даты вступления в силу федерального закона - 1 января 2017 года.
Более того, средства на реализацию положений законопроекта Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.