Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 48959-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований"
("О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
При подготовке ко второму чтению проект дополнен положением, устанавливающим ограничение прав иностранных граждан и лиц без гражданства на въезд в Российскую Федерацию в течение периода проведения международных спортивных мероприятий (статья 3 проекта), которое не являлось предметом рассмотрения в первом чтении.
Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить часть третью статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) положением, закрепляющим, что в случае принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию "одновременно в отношении нескольких иностранных граждан и (или) лиц без гражданства решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию могут быть оформлены путем составления единого документа с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии), каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принимается такое решение, гражданства каждого такого иностранного гражданина, а также реквизитов документов, удостоверяющих личность такого иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве".
Предложение о принятии решения в отношении нескольких иностранных граждан и (или) лиц без гражданства относятся к порядку принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, равно как и решения в отношения одного иностранного гражданина и (или) лица без гражданства. При этом порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию устанавливается Правительством Российской Федерации согласно действующей редакции части третьей статьи 25.10 Федерального закона, что также сохраняется в проектируемой редакции.
Согласно пункту 8 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12) форма решения о неразрешении въезда устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Полагаем юридически корректным сохранить действующий в законодательстве Российской Федерации порядок принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации как акта индивидуального характера.
Представляется, что внесению изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) должно корреспондировать изменение в соответствующую главу 3 Кодекса (см., например, статью 3.4 Кодекса).
Кроме того, учитывая общие принципы назначения административного наказания (статьи 4.1 - 4.3 Кодекса), на наш взгляд, возможность изменения административной ответственности при наличии достаточных оснований, в том числе отказ от назначения какого-то вида наказания, следует предусматривать в проектируемой статье 20.31 Кодекса.
Также неясно, почему при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного проектируемыми частями 4 и 5 статьи 20.31 в случаях когда административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным и несоразмерно целям административного наказания, может быть назначен исключительно административный штраф или административное наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, тогда как для граждан Российской Федерации в положениях проектной статьи 20.31 предусматривается наложение административного штрафа или административный арест с запретом на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения см. также статью 20.31 Кодекса).
Проектируемая часть 3.7 статьи 4.1 Кодекса различает виды наказания, применяемые в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства при назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного проектируемыми частями 4 и 5 статьи 20.31 Кодекса в зависимости от вида соревнований, то есть при проведении в Российской Федерации международных официальных спортивных соревнований не будут учитываться обстоятельства, перечисленные в проектируемой редакции части 3.6 статьи 4.1 Кодекса. Полагаем, что такой подход закрепляет дифференциацию административного наказания за одни и те же административные правонарушения с учетом вида спортивных соревнований.
Предлагаемая статьей 3 законопроекта редакция Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) не согласуется со статьей 1 Федерального закона N 329-ФЗ, определяющей предмет регулирования, а также со статьей 27 Федерального закона N 114-ФЗ, устанавливающей перечень оснований для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
При этом обращаем внимание, что используемая в проектируемой части 14.1 статьи 20 Федерального закона N 329-ФЗ формулировка, определяющая период запрета въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства ("в течение периода проведения международных спортивных мероприятий"), допускает возможность въезда в Российскую Федерацию таких граждан до начала проведения международного спортивного мероприятия. В связи с изложенным предлагаемое положение требует дополнительного обсуждения.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.