Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 29421-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы О.Ю. Баталиной, О.В. Окуневой, Н.Б. Колесниковой и другими)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) в целях предоставления дополнительных гарантий в сфере трудоустройства и занятости детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обращаются в службу занятости населения в связи с трудностями при трудоустройстве.
В указанных целях законопроектом предлагается:
1) перенести из Федерального закона N 159-ФЗ (пункт 5 статьи 9) в Закон о занятости населения (в новую статью 28.1) норму о выплате пособия по безработице в течение 6 месяцев в повышенном размере (на уровне средней заработной платы, сложившемся в соответствующем субъекте Российской Федерации) ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) установить, что указанной категории лиц при направлении их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования в период получения ими пособия по безработице стипендия выплачивается в размере причитающегося им пособия по безработице (в повышенном размере) при условии, что выплаты пособия по безработице и стипендии в повышенном размере в суммарном исчислении не могут превышать 6 месяцев;
3) отнести к категории впервые ищущих работу (ранее не работавших) детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, поскольку перечисленные случаи, являясь кратковременным трудоустройством, по сути, не свидетельствуют о том, что эти граждане ранее осуществляли полноценную трудовую деятельность.
Также законопроектом предлагается внести необходимые согласующие изменения в ряд статей Закона о занятости населения и в пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Концептуальных замечаний к законопроекту не имеется. Вместе с тем, в случае его принятия в первом чтении потребуется дополнительное обсуждение и корректировка ряда его положений в соответствии с полученными замечаниями и предложениями. Так, в заключении Правительства Российской Федерации указано на целесообразность сохранения в пункте 5 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ положения о том, что рассматриваемой категории граждан пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере, установленном Законом о занятости населения. Также обращается внимание на необходимость в Законе о занятости указать возрастные критерии рассматриваемой категории граждан в соответствии с теми критериями, которые в настоящее время установлены в Федеральном законе N 159-ФЗ (лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые в возрасте до 18 лет лишились единственного или обоих родителей, либо остались без их попечения).
В связи с тем, что статьей 2 законопроекта предусмотрено вступление его в силу с 1 января 2017 года, потребуется дополнительное обсуждение вопросов о сроке вступления закона в силу, а также о порядке финансового обеспечения возникающих в связи с этим новых обязательств федерального бюджета.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 8 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, отмечая, что реализация законопроекта потребует в 2017 году увеличения размера средств федерального бюджета на 185 225,0 тыс. рублей. При этом финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит положений, устанавливающих источники и порядок финансирования расходных обязательств, связанных с его реализацией.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что законопроект и финансово-экономическое обоснование к нему требуют доработки.
Стороны РТК, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддерживают данный проект федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 29421-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.