Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Гашение энергии колебаний мостов
Б.1 В мостах энергия колебаний поглощается за счет работы по преодолению сил внутреннего трения, а также трения в подвижных соединениях (опорных частях, деформационных швах) и рассеивается при деформациях грунта, окружающего фундаменты опор и обсыпные устои, а также расходуется на преодоление сопротивления воздушной и водной среды. Значительная часть энергии колебаний моста может быть поглощена гидравлическими гасителями колебаний (демпферами), используемыми с этой целью при строительстве мостов в районах с большими сейсмическими и ветровыми воздействиями.
Б.2 Учет демпфирующих свойств конструкций
В формуле, определяющей сейсмическую нагрузку от масс сооружений спектрально-модальным методом, в качестве одного из сомножителей присутствует коэффициент , учитывающий влияние на нагрузку нестандартного поглощения и рассеяния энергии по основной форме колебаний. Значение коэффициента изменяется от 0,7 для гидротехнических сооружений из грунтовых материалов до 1,5 для высоких сооружений с небольшими размерами в плане.
При проектировании мостов в Российской Федерации коэффициент обычно принимают равным 1,0. Для мостов, оборудованных гасителями колебаний, пилонов вантовых мостов, стальных пролетных строений большой длины с уменьшенным декрементом упругих колебаний, допускается определять коэффициент на основании данных специального расчета, принимая его не менее 0,7 и не более 1,5.
При проектировании автодорожных мостов для нахождения коэффициента применяют формулу
, (Б.1)
где h - относительный коэффициент затухания колебаний сооружения.
К сооружениям со стандартным затуханием колебаний относятся объекты, для которых . В этом случае относительный коэффициент затухания h = 0,05 (5%) и логарифмический декремент колебаний . Наибольшие значения h и , соответствующие , равны и . Наименьшие h и , соответствующие , характерны для висячих, вантовых мостов и балочных разрезных пролетных строений из стали ( и ).
Для применения формулы (Б.1) к сооружениям с нестандартным затуханием колебаний необходимо оценить логарифмический декремент колебаний проектируемого сооружения. При этом используются данные о декрементах колебаний, полученные при испытаниях аналогичных объектов и справочные материалы.
В качестве справочного материала для проектирования автодорожных мостов допускается использовать следующие значения относительного коэффициента затухания h:
- стальные пролетные строения - ;
- стальные опоры - ;
- железобетонные опоры - ;
- фундаменты - .
Б.3 Методика нахождения параметров затухания колебаний мостов, оборудованных демпферами
При нахождении характеристик затухания h и , а также коэффициента поглощения энергии колебаний исходят из следующих предпосылок:
1) действие различных механизмов потери энергии колебаний суммируется. Характеристики , h и принимают в качестве констант, соответствующих основной форме собственных колебаний системы;
2) при определении характеристик демпфирования необходимо сначала установить их значения для отдельных частей сооружения и демпферов, а затем найти эти характеристики для сооружения в целом, т.е. расчетные (эквивалентные) характеристики затухания должны учитывать все виды потерь в различных частях и устройствах сооружения;
3) при оценке энергии колебаний и ее потерь следует учитывать допустимые трещины и пластические деформации в элементах сооружения;
4) для оценки характеристик , h и используется теория колебаний осцилляторов с затуханием.
Затухающие колебания системы с одной массой описываются дифференциальным уравнением второго порядка
, (Б.2)
где у - отклонение массы от положения равновесия;
m - масса осциллятора;
n - коэффициент вязкого сопротивления;
k - коэффициент упругого сопротивления.
Уравнение (Б.2) приводят к стандартному виду делением всех членов на m. В результате получают уравнение
, (Б.3)
где - коэффициент затухания;
- квадрат частоты , рад/с, колебаний осциллятора.
Для мостовых сооружений имеет место неравенство . В этом случае решением уравнения (Б.3) является функция
, (Б.4)
где ;
;
;
здесь и - заданные начальные условия (отклонение от положения равновесия и скорость массы m при t = 0).
Имея в виду, что коэффициент затухания существенно меньше частоты , можно полагать и период колебаний осциллятора определять без учета демпфирования, т.е. по формуле
. (Б.5)
Из формулы (Б.4) следует, что отношение предыдущей амплитуды колебаний к последующей амплитуде остается неизменным и равным .
Натуральный логарифм отношения амплитуд называется логарифмическим декрементом колебаний. Формулой (Б.6) удобно пользоваться при оценке характеристик рассеяния энергии колебаний сооружений по данным натурного эксперимента:
. (Б.6)
Движение осциллятора перестает быть колебательным при критических значениях коэффициента затухания . Коэффициент затухания, выраженный в долях критического коэффициента , называется относительным коэффициентом затухания . С учетом и коэффициент h определяют по формуле
. (Б.7)
Формула (Б.7) показывает, что коэффициент h содержит информацию об упругих, демпфирующих и инерционных свойствах осциллятора. Его значение может быть меньше, равно или больше единицы. В первом случае система имеет слабое затухание и совершает гармонические движения с амплитудой, уменьшающейся по экспоненте. Если , то движение массы перестает быть колебательным.
Соотношение (Б.8) между h и показывает, что при движение становится апериодическим:
. (Б.8)
Для характеристики потерь энергии за один цикл колебаний используют коэффициент поглощения энергии
, (Б.9)
где - энергия колебаний в начале цикла;
- потеря энергии за один цикл колебаний.
Потенциальная энергия деформированной системы:
- в начале цикла
;
- в конце цикла
,
где k - коэффициент жесткости системы;
и - последовательные амплитуды колебаний.
Потеря энергии колебаний за один цикл
, (Б.10)
Учитывая, что и , . Следовательно,
, (Б.11)
Искомый коэффициент поглощения связан с декрементом колебаний соотношением
. (Б.12)
График коэффициента поглощения в зависимости от декремента колебаний показан на рисунке Б.1.
По соотношению (Б.12) определяют зависимость, по которой определяется декремент колебаний при известном коэффициенте поглощения :
, (Б.13)
Б.4 Пример определения сейсмической нагрузки с учетом поглощения энергии колебаний демпферами
Приложение приведенных зависимостей показано ниже на примере расчета промежуточной опоры автодорожного путепровода, оборудованного гидравлическими демпферами.
Путепровод расположен в районе сейсмичностью 9 баллов. Неразрезное пролетное строение перекрывает два пролета, опираясь на продольно-подвижные опорные части на крайних опорах и на продольно-неподвижные опорные части на промежуточной опоре. Между концами пролетного строения и крайними опорами установлены гидравлические демпферы (по два демпфера на каждой опоре). Осевая нагрузка на один демпфер 5 тс, ход поршня в цилиндрах см. Принятая конструкция демпферов соответствует колебаниям пролетного строения относительно крайних опор при расчетной амплитуде относительных перемещений 10,6 см.
Расчетная схема секции включает в себя шесть масс, представляющих инерционные свойства фундамента, надфундаментных частей опоры и пролетного строения. Веса частей секции и расчетные скорости их колебаний при сейсмическом воздействии, найденные спектрально-модальным методом, приведены в таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Массы и скорости колебаний секции путепровода
Номера частей секции, считая от плиты фундамента промежуточной опоры |
Веса частей расчетной схемы , тс |
Скорости горизонтальных колебаний масс , см/с |
1 |
269,7 |
9,7 |
2 |
50,4 |
11,8 |
3 |
45,5 |
23,9 |
4 |
20,6 |
33,4 |
5 |
20,6 |
36,2 |
6 |
1854,0 |
38,1 |
Считая за начало цикла вертикальное положение промежуточной опоры, при котором кинетическая энергия системы достигает максимума, а потенциальная энергия, обусловленная деформациями конструкции, равна нулю, определяют кинетическую энергию
.
Из этого значения на энергию колебаний фундамента приходится , на энергию колебаний тела опоры выше обреза фундамента и на энергию колебаний пролетного строения .
Коэффициенты поглощения энергии колебаний определены по формулам (Б.8) и (Б.12) при относительном коэффициенте затухания h для фундамента 0,2, для опоры 0,1 и для пролетного строения 0,02.
Коэффициент h = 0,2 учитывает рассеяние энергии за счет сил внутреннего трения в массивной плите свайного ростверка и сил сопротивления грунта обратной засыпки пазух котлована, а также уход энергии в грунт ниже подошвы фундаментной плиты и потери на деформации столбов. Коэффициенту h = 0,2 соответствует декремент колебаний и коэффициент поглощения .
Потеря кинетической энергии телом опоры происходит за счет внутреннего трения в ее кладке и аэродинамического сопротивления. Коэффициенту h = 0,1 соответствуют декремент и коэффициент поглощения .
Потеря энергии колебаний пролетным строением вызывается трением в подвижных опорных частях и гашением в деформационных швах. Коэффициенту h = 0,02 соответствует декремент и коэффициент поглощения .
К этим потерям следует добавить поглощение энергии колебаний в четырех демпферах
, (Б.14)
где n - число демпферов;
A = 10,6 см - амплитуда колебаний пролетного строения;
S = 5 тс - рабочая нагрузка на один демпфер.
Общая потеря энергии за один цикл колебаний секции из промежуточной опоры и пролетного строения
. (Б.15)
Вычисления по формуле (Б.15) позволяют найти потерю энергии . Эквивалентный коэффициент поглощения энергии в системе . Эквивалентный относительный декремент колебаний . Эквивалентный относительный коэффициент затухания .
По найденному h с использованием формулы (Б.1) определяют поправочный коэффициент к сейсмической нагрузке, учитывающий необратимые потери энергии при колебаниях средней секции путепровода , т.е. нагрузка за счет рассеяния энергии колебаний преимущественно в демпферах уменьшается на 7%.
Для снижения сейсмической нагрузки более чем на 7% необходимо увеличить способность демпферов рассеивать энергию колебаний системы. Например, можно использовать демпферы с осевой рабочей нагрузкой 10 тс вместо 5 тс. В этом случае потеря энергии в системе за первый цикл колебаний тсм. При этом характеристики затухания увеличатся до следующих значений: ; , h = 0,15, а коэффициент уменьшится до 0,71.
Следовательно, установка на путепроводе четырех демпферов с рабочей нагрузкой 10 тс на каждый агрегат позволяет уменьшить сейсмическую нагрузку на среднюю секцию сооружения, направленную вдоль его оси, на 29%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.