Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Пример расчета размеров зоны акустического дискомфорта вокруг транспортной магистрали и оценка степени ее зашумленности
В настоящем примере приведен упрощенный метод определения параметров зоны акустического дискомфорта вокруг транспортной магистрали, который может быть применен в случае отсутствия у исполнителя программных средств расчета.
Наиболее наглядная картина шумового загрязнения территории может быть получена на основании определения размеров зоны акустического дискомфорта (зоны сверхнормативного шума) вокруг железнодорожной и/или автомобильной магистрали.
Зона акустического дискомфорта представляет собой территорию, прилегающую к железной или автомобильной дороге по обе ее стороны, в любой точке которой уровни шума от передвигающихся поездов (автомобилей) превышают допустимый эквивалентный уровень шума, равный дБА для дневного периода суток и дБА для ночного (или соответственно превышают допустимый максимальный уровень шума дБА для дневного периода суток и дБА для ночного).
На планировочной подоснове (ситуационном плане) зона акустического дискомфорта может быть очерчена линией, отстоящей от железной или автомобильной дороги на расстояние . На местности провести такую линию нельзя, поэтому, чтобы узнать попадает ли тот или иной объект в зону акустического дискомфорта, приходится поступать иначе, а именно: измерять расстояние от железной или автомобильной дороги до интересующего объекта и сравнивать его с расчетным граничным расстоянием .
В настоящем примере рассмотрено определение зоны акустического дискомфорта для территории жилого квартала, подвергающегося одновременному воздействию железнодорожного и автомобильного шума. В рамках данного примера опущены расчеты шумовых характеристик потоков автомобильного транспорта и потоков железнодорожных поездов и распространения их шума по территории, которые следует выполнять в соответствии с разделами 6 и 7.
Расчеты размеров зоны акустического дискомфорта (определение граничных расстояний ) следует# в соответствии с формулами (Г.1) и (Г.2) с учетом расчетного за дневной (ночной) период суток эквивалентного и максимального уровней звука:
дБА для дневного периода
или соответственно дБА для ночного; (Г.1)
(Г.2)
дБА для дневного периода суток
или соответственно дБА для ночного,
где - допустимый эквивалентный уровень звука для территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон в дневной (или в ночной) период суток, дБА;
- допустимый максимальный уровень звука для территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон в дневной (или ночной) период суток, дБА;
- расстояние от акустического центра источника шума до границы санитарно-защитной зоны, м;
- опорное расстояние, на котором определяется шумовая характеристика транспортного потока (для железнодорожного транспорта м, для автомобильного транспорта м).
Таблица Г.1 - Расстояния до границ зоны акустического дискомфорта вокруг основных транспортных источников шума, которые будут воздействовать на проектируемый жилой квартал (расчет по эквивалентным уровням звука, дБА)
Источник шума |
Расстояния , м, до границ зоны акустического дискомфорта |
Примечание |
|||
Настоящее время |
Перспектива до 2020 г. |
||||
День |
Ночь |
День |
Ночь |
||
Железная дорога |
154 |
423 |
187 |
488 |
При отсутствии грузовых поездов |
Железная дорога |
227 |
588 |
275 |
709 |
При наличии грузовых поездов |
Автомобильная дорога |
83 |
83 |
92 |
92 |
- |
Таблица Г.2 - Расстояния до границ зоны акустического дискомфорта вокруг основных транспортных источников шума, которые будут воздействовать на проектируемый жилой квартал (расчет по максимальным уровням звука, дБА)
Источник шума |
Расстояния , м, до границ зоны акустического дискомфорта |
Примечание |
|||
Настоящее время |
Перспектива до 2020 г. |
||||
День |
Ночь |
День |
Ночь |
||
Железная дорога |
202 |
524 |
202 |
524 |
При отсутствии грузовых поездов |
Железная дорога |
245 |
632 |
245 |
632 |
При наличии грузовых поездов |
Автодорога |
55 |
183 |
55 |
183 |
- |
Указанные в таблицах Г.1 и Г.2 расстояния отсчитывают от оси ближайшего к застройке железнодорожного пути или от оси ближайшей к застройке полосы движения автомобильного транспорта в зависимости от вида транспорта.
Из этих таблиц следует, что на размеры зоны акустического дискомфорта вокруг железной дороги значительное влияние оказывает наличие или отсутствие в часовом потоке грузовых поездов. В дневной период суток прохождение грузового поезда увеличивает протяженность зоны акустического дискомфорта, рассчитанной из условий эквивалентных уровней звука, на 73-88 м (с учетом перспективы), а в ночной - на 163-221 м.
При расчетах из условий максимальных уровней звука изменения размеров зоны акустического дискомфорта меньше и составляют 43 м в дневной период суток и 108 м в ночной.
Для дальнейших расчетов следует принять наибольшие расчетные расстояния независимо от того, по каким уровням звука они получены. Эти граничные расстояния приведены в таблице Г.3.
Таблица Г.3 - Расстояния до границ зоны акустического дискомфорта вокруг основных транспортных источников шума, которые будут воздействовать на жилой квартал
Источник шума |
Расстояния , м, до границ зоны акустического дискомфорта |
|||
Настоящее время |
Перспектива до 2020 г. |
|||
День |
Ночь |
День |
Ночь |
|
Железная дорога |
245 |
632 |
275 |
709 |
Автомобильная дорога |
83 |
183 |
92 |
187 |
Таким образом, в дневное время суток граница зоны акустического дискомфорта отстоит от железной дороги на 245 м, а от автомобильной дороги - на 83 м. В перспективе к 2020 г. эти расстояния увеличатся до 275 и 92 м соответственно, т.е. резкого расширения границ зоны акустического дискомфорта не произойдет. Это объясняется тем, что пропускная способность железной и автомобильной дорог на данном участке близка к насыщению.
В ночной период суток границы зоны акустического дискомфорта значительно отодвигаются вглубь территории и составляют в настоящее время 632 м для железнодорожного шума и 183 м для автомобильного шума. В перспективе эти расстояния возрастут и составят 709 м и 18 м для железнодорожного и автомобильного шума соответственно.
Из таблицы Г.3 также видно, что наибольшее влияние на формирование зоны акустического дискомфорта оказывает железнодорожный шум.
При нанесении на планировочную подоснову (ситуационный план) проектируемой территории вышеуказанных границ зон акустического дискомфорта было установлено, что практически вся территория жилой застройки попадает в зону сверхнормативного шума.
Таким образом, в настоящий период времени рассматриваемая территория имеет шумовой режим, не удовлетворяющий санитарным нормам по фактору шума. В перспективе произойдет дальнейшее ухудшение ситуации. Поэтому при проектировании жилой застройки требуется предусмотреть мероприятия по шумозащите - сооружение шумозащитных экранов вдоль железной и автомобильной дорог, а также установку в жилых зданиях шумозащитных окон, снабженных приточными шумозащитными устройствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.