Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2017 г. N 38-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матыкина Н.И. к Собранию депутатов муниципального образования город Новомосковск о признании не действующим в части пункта 3 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6 "О внесении изменений в Положение о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск" по апелляционной жалобе Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск на решение Тульского областного суда от 20 сентября 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Матыкина Н.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Совета депутатов муниципального образования город Новомосковск Лажевского К.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Матыкина Н.И. - адвоката Родионова Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 августа 2014 года Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск Тульской области принято решение N 14-13 "Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск". Данное решение подписано Главой муниципального образования город Новомосковск, обнародовано путем размещения в период с 26 августа 2014 года по 1 сентября 2014 года на информационных стендах в местах, установленных решением Собрания депутатов, а также посредством опубликования 26 августа 2014 года на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и вступило в силу со дня его официального обнародования - 26 августа 2014 года (пункт 4 Решения).
31 мая 2016 года Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск принято решение N 44-6 "О внесении изменений в Положение о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск", подписанное заместителем председателя Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск и обнародованное тем же способом (путем размещения в период с 1 июня 2016 года по 3 июня 2016 года на информационных стендах в местах, установленных решением Собрания депутатов, а также посредством опубликования 1 июня 2016 года на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), которым пункт 6 раздела 2 названного Положения изложен в следующей редакции:
"6. Основаниями для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда являются:
1) наличие у Заявителя, претендующего на исключение жилого помещения из числа служебного, либо у членов его семьи жилого помещения, находящегося в собственности;
2) получение Заявителем либо членом его семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
3) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 5 настоящего Положения;
4) отсутствие условий исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда, указанных в п. 4 настоящего Положения".
Согласно пункту 3 данного решения оно вступает в силу со дня его официального обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 "Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск", то есть с 26 августа 2014 года.
Ранее действовавшая редакция пункта 6 раздела 2 вышеупомянутого Положения такого основания для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда, как "получение Заявителем либо членом его семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения", не содержала.
Матыкин Н.И. обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, о признании не действующим с момента принятия пункта 3 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6 в части придания данному нормативному правовому акту обратной силы и распространения его действия на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13, ввиду его противоречия положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, статье 6 Жилищного кодекса РФ, частям 6, 9 статьи 45 Устава муниципального образования город Новомосковск.
Полагал, что оспариваемая норма не соответствует конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, а также принципу определенности и стабильности правового регулирования.
Ссылался на нарушение его права на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, которое он имел в соответствии с редакцией указанного выше Положения, действовавшей на момент его обращения по данному вопросу 21 января 2016 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск.
Решением Тульского областного суда от 20 сентября 2016 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Собрание депутатов муниципального образования город Новомосковск, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Матыкина Н.И. Полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки обстоятельствам, имеющим значение для дела, судом также допущены нарушения норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Тульской области, представителем административного истца Матыкина Н.И. по доверенности Родионовым Д.В. представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе иных полномочий: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (статья 14 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании статьи 45 Устава муниципального образования город Новомосковск в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные правовые акты Собрания депутатов.
Собрание депутатов является постоянно действующим выборным представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск (часть 2 Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 4 октября 2013 года N 2-1).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования город Новомосковск в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск находится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 января 2016 года Матыкин Н.И. обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения с занимаемой им на основании договора найма специализированного жилого помещения от 13 января 2011 года квартиры, расположенной по адресу: ...
19 февраля 2016 года в удовлетворении заявления Матыкину Н.И. отказано со ссылкой на выдачу ему и его семье (жена и двое детей) 16 ноября 2015 года свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Тульской области в размере 818975 рублей по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014-2020 годы" федеральной целевой программы "Жилище".
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 18 апреля 2016 года данный отказ в снятии статуса служебного помещения признан незаконным и на администрацию муниципального образования город Новомосковск возложена обязанность по устранению допущенного нарушения путем повторного рассмотрения заявления Матыкина Н.И.
Во исполнение указанного решения суда администрация муниципального образования город Новомосковск повторно рассмотрела обращение Матыкина Н.И. от 21 января 2016 года, отказав в его удовлетворении письмом от 7 июня 2016 года N 4197-оп/03-61 со ссылкой на подпункт 2 пункта 6 раздела 2 вышеупомянутого Положения (в редакции решения Собрания депутатов от 31 мая 2016 года N 44-6) по причине получения семьей Матыкина Н.И. составом из четырех человек (включая жену и двоих детей) социальной выплаты в размере 818975 рублей по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014-2020 годы" федеральной целевой программы "Жилище" с перечислением денежных средств в полном объеме.
Считая, что нормативным правовым актом органа местного самоуправления затрагиваются права и законные интересы, Матыкин Н.И. обратился в суд за его оспариванием в указанной части.
Как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое административным истцом в части решение принято компетентным органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования.
В то же время анализ положений статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 1, 5, 6, 14, 92 Жилищного кодекса РФ, Устава муниципального образования город Новомосковск позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что расширив решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6 перечень оснований для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и распространив его действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 "Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск", то есть с 26 августа 2014 года, представительный орган местного самоуправления ухудшил положение Матыкина Н.И., лишив его права на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, которое он имел в соответствии с первоначальной редакцией названного Положения, действовавшей на момент его обращения по данному вопросу 21 января 2016 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее федеральное законодательство не предусматривает наличие такого права у гражданина как право на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного по его личному заявлению, вследствие чего оспариваемое решение в части не ухудшает положение и не ограничивает права и свободы административного истца, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и отмена для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, противоречат требованиям, вытекающим из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3), статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Наделение Жилищным кодексом РФ органов местного самоуправления полномочиями в области жилищных отношений не предполагает произвольного осуществления таких полномочий.
При этом возможность придания обратной силы нормативным правовым актам органов местного самоуправления зависит от действия норм законов или иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, во исполнение которых они приняты, а также ограничивается конституционным запретом на ухудшение и ограничение прав и законных интересов человека и гражданина.
Как правильно указано судом, необходимость принятия оспариваемого в части решения во исполнение какого-либо нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу и введенного в действие по состоянию на 26 августа 2014 года, административным ответчиком не доказана, а статья 51 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается последний, к числу таких правовых норм не относится, поскольку отношений, по поводу которых принят оспариваемый в части нормативный правовой акт, не регулирует.
Судом также установлено, что применение оспариваемого акта в отношении Матыкина Н.И. ставит его в неравное положение с другими лицами, которые до его принятия воспользовались правом снятия статуса служебного жилого помещения на основании решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 (в первоначальной редакции).
В силу положений части 9 статьи 45 Устава муниципального образования г. Новомосковск муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, придание оспариваемому акту обратной силы не соответствует приведенным выше правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и противоречит конституционным принципам правовой определенности и стабильности законодательного регулирования, недопустимости придания обратной силы нормативному правовому акту, ухудшающему правовое положение граждан, а также равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в федеральном законодательстве возможности одновременного получения субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и жилого помещения по договору социального найма, что влечет за собой злоупотребление правом со стороны гражданина, указывают на несогласие с выдачей Матыкину Н.И. субсидии и снятием с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, что не является предметом рассмотрения данного дела, и поэтому не могут являться основаниями к отмене постановленного по делу решения суда.
Исходя из изложенного, ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы материального права, Судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат доводов, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тульского областного суда от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2017 г. N 38-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был