Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 92912-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 февраля 2017 года (протокол N 30, пункт 71) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 92912-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Белых, Н.Т. Антошкиным, И.М. Гусевой и другими.
Данным законопроектом предлагается установить процедуру организации депутатом всех уровней власти встреч с избирателями, проводимых в форме публичных мероприятий (за исключением собраний и одиночных пикетов), в частности, установить срок подачи уведомления о проведении такого публичного мероприятия в соответствующие органы власти не ранее 10 дней и не позднее 7 дней до дня проведения мероприятия.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает, что с позиций обеспечения общественной безопасности предложение о регламентации массовых мероприятий следует признать заслуживающим внимания. Вместе с тем следует отметить, что реализация законопроекта в представленной редакции может создать препятствия для деятельности депутатов, прежде всего, на местном уровне.
Представленный законопроект выводит из-под уведомительного порядка организации публичных мероприятий встречи с избирателями только в форме собраний. При этом в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
В то же время необходимо учитывать, что простое посещение депутатом объектов муниципального хозяйства может стихийно перерастать во встречу с избирателями, при этом такая встреча может по естественным причинам происходить вне специально отведенных или приспособленных для этого мест - во дворах, в подъездах многоквартирных домов, на территориях предприятий, в общественном транспорте. Из буквального применения положений законопроекта последует обязанность депутата либо заранее уведомлять о гипотетически возможном общении с избирателями, либо пресекать любые попытки обращения двух и более граждан к депутату вне специально отведенных для этого мест, либо избегать любых встреч с гражданами в общественных местах.
Также Комитет отмечает, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусматривает разнообразные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, и перечень этих форм в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ не является исчерпывающим. Наряду с такими формами, как публичные слушания, собрания и конференции граждан Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает проведение сходов граждан, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, до 300 человек, сход граждан может осуществлять полномочия представительного органа муниципального образования. В соответствии с положениями части 1 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. При этом и для такого массового мероприятия Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ не устанавливает требований к местам проведения или предварительному уведомлению. В такой ситуации установления требований к предварительному уведомлению или месту проведения встречи всего лишь с несколькими избирателями будет явно избыточным, тем более, что в сельских населенных пунктах специально отведенные места (помещения) для подобных встреч могут в принципе отсутствовать.
С учетом изложенного Комитет полагает, что при регулировании федеральным законом порядка проведения публичных мероприятий, являющихся важными инструментами деятельности депутатов, должны быть выработаны более гибкие подходы, позволяющие учитывать статус депутатов и специфику осуществления ими своих полномочий по взаимодействию с избирателями в любое время и на любой территории.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 92912-7 при условии продолжения ко второму чтению работы над законопроектом в направлении, обозначенном в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.