Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон. Кроме того, законопроектом предусматриваются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающие административную ответственность за непринятие владельцем помещения мер по предотвращению незаконного проведения азартных игр; за незаконные производство, хранение, реализация игрового оборудования; участие в азартных играх вне игорной зоны (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и других средств связи.
Обращаем внимание, что с принятием Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязанность лицензирования деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, исключена, в связи с чем, изменение существующего правового регулирования требует дополнительного обоснования и обсуждения.
Полагаем необходимым также отметить, что по сути, статьями 1 и 2 законопроекта игровому оборудованию (устройству или приспособлению, используемым для проведения азартных игр) придается режим ограниченных в обороте объектов. Между тем согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04 апреля 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В части 1 статьи 2 названного закона указано, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Поскольку само по себе производство, хранение и реализация игорного оборудования не причиняют указанный ущерб, то необоснованным представляется введения требования о лицензировании деятельности по производству, хранению и реализации игорного оборудования (в отличие от деятельности по организации и проведению азартных игр, в связи с чем данная деятельность подлежит лицензированию (статья 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Кроме того, полагаем, что термин "устройство или приспособления, используемые для проведения азартных игр", используемый в проектной статье 14.1.1-2 нуждается в уточнении, поскольку не отвечает критериям ясности, определенности и недвусмысленности, а также предоставляет необоснованно широкие пределы для усмотрения. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П).
Проектной статьей 14.1.1-4 по сути предлагается предусмотреть самостоятельную ответственность владельцев помещения за непринятие мер по предотвращению незаконного проведения азартных игр. При этом остается неразрешенным вопрос о том, какие именно меры должен предпринять владелец помещения и как в правоприменительной практике будут использоваться доказательства, подтверждающие непринятие таких мер.
Поскольку в проектных статьях 14.1.1-2 - 14.1.1-4 не предусмотрено наказаний, налагаемых только судьей, данные части следует исключить из части 1 статьи 23.1 КоАП РФ.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.