Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 386808-4 "О внесении изменения в статью 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенному Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается статью 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнить новой частью, согласно которой лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер установленных этим Федеральным законом выплат будет исчисляться с применением районного коэффициента. Однако, из законопроекта неясно, о каких выплатах, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" идет речь, поскольку в изменяемой статье 28.1 регулируется только установление ежемесячной денежной выплаты инвалидам.
Кроме того, предлагаемое введение применения районного коэффициента к размерам выплат, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", должно осуществляться только с одновременным определением в Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" соответствующих государственных гарантий и установления уровня их финансового обеспечения (уровня обязательств по расходам на их реализацию), что представленным законопроектом не предложено.
Законопроектом также не предусматриваются изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части порядка оплаты социальных услуг, поэтому предусмотренное применение районного коэффициента, в частности, к размеру ежемесячной денежной выплаты поставит граждан из единого круга лиц, получающих такую выплату, в неравное положение. Следует учитывать, что согласно статье 6.5 указанного Федерального закона оплата предоставления набора социальных услуг либо социальной услуги, входящей в его состав, осуществляется за счет удерживаемых сумм из ежемесячной денежной выплаты, начисляемой гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, одна категория граждан, имеющая право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг и получающая ее, будет при увеличенном на районный коэффициент размере ежемесячной денежной выплаты пользоваться социальными услугами (лекарственным обеспечением, санаторно-курортным лечением, проездом) по прежней их стоимости (размер удержания будет определяться без учета соответствующего районного коэффициента). Другая же категория граждан, имеющая также право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, но отказавшаяся от его получения, за счет размера ежемесячной денежной выплаты, увеличенного на районный коэффициент, будет приобретать такие же необходимые им виды социальных услуг по рыночным ценам, стоимостные показатели которых постоянно растут.
Обращаем также внимание, что в законопроекте отсутствует механизм реализации предлагаемой нормы, так как неясно на какой районный коэффициент будут увеличиваться предусмотренные выплаты - установленный Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Реализация представленного законопроекта потребует выделения средств из федерального бюджета в части выполнения расходных обязательств Российской Федерации по выплате ежемесячной денежной выплаты с учетом районного коэффициента, а, кроме того, принятие данного законопроекта приведет к увеличению финансовой нагрузки в виде дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в части исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по выплатам, отнесенных к их полномочиям (например, по выплате родителям компенсации затрат на обучение детей-инвалидов на дому), что может привести к необходимости предоставления средств федерального бюджета из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно положениям статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, законопроект требует согласования с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым принимаемый федеральный закон, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Отмечаем также, что предложенный в статье 2 законопроекта порядок вступления его в силу (с 1 января 2007 года) не согласуется с пунктом 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Заместитель начальника |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.